-кредитные договоры – на 78,4% ;
-пластиковые карты – на 50%;
-вклады – в 4,2 раза;
-страховые услуги — в 3,2 раза
Удельный вес в общем объёме жалоб:
-кредиты -31,8% (43% -2013г.)
-пластиковые карты -7,7% (12,4% -2013г)
-вклады -3,5% (2,1% -2013г)
-страховые — 57% (42,5% -2013г)
Если в предыдущие годы превалировали жалобы потребителей на кредитные организации по вопросам, касающимся заключения, исполнения кредитного договора, предоставления (использования) пластиковых карт, то в 2014 году 57% — это обращения на нарушение прав в страховой сфере. В 2013 году жалобы на страховые услуги составляли 42,5%. Обращения потребителей страховых услуг стабильно связаны с навязыванием дополнительного договора страхования жизни и здоровья водителей при заключении договора ОСАГО.
При отказе страховой компании в заключении договоров ОСАГО без дополнительных договоров, а также в связи с отсутствием бланков потребителям необходимо требовать изложение отказа в письменном виде, или каким-либо иным образом зафиксировать данный факт и при наличии соответствующего документа обращаться в Управление Роспотребнадзора, Управление в Приволжском федеральном округе Службы по защите прав потребителей финансовых услуг и миноритарных акционеров Центрального банка РФ (ул.Большая Покровская, д.26, г.Н.Новгорогод, 603008) для принятия мер. За данные нарушения Управлением составлено 36 протоколов об административных правонарушениях.
Рост числа обращений на исполнение кредитных договоров в 2014 году составил 78,4%. Основной причиной обращений граждан в сфере банковской деятельности продолжает являться включение в договор условий, ущемляющих права потребителей, прежде всего — это навязывание услуг по страхованию жизни и здоровью, потере трудоспособности, незаконность взимания банком дополнительных платежей (комиссий за открытие и обслуживание судных счетов, выдачу кредита, за приём наличных денежных средств).
Регулярно поступают жалобы граждан на действия коллекторских агентств по взысканию просроченной задолженности по кредитным договорам. Требования коллекторских агентств обращены не только к должникам, но и к поручителям, родственникам, сослуживцам, знакомым, указанным в качестве контактного лица по договору, и сопровождаются различного рода угрозами, навязчивыми звонками. В подобных ситуациях необходимо обращаться в правоохранительные органы.
Следует отметить усиление контроля и повышение его эффективности. Так, при снижении количества проверок со 198 в 2013 году до 133 в 2014 году, количество протоколов об административных правонарушениях возросло с 30 до 87. За допущенные административные правонарушения вынесено 41 постановление о назначении административного наказания (2013г. -9), в суды направлено 28 протоколов.
Основной формой реализации полномочий по судебной защите прав потребителей финансовых услуг является дача заключений по делу, было дано 47 заключений по делу (кредиты -57%, страховые услуги -43%), из них удовлетворено 35 исков, остальные в стадии рассмотрения.