По всем признакам, Соединенные Штаты всерьез настроены довести до логического конца планы по переформатированию политического ландшафта «Большого Ближнего Востока». Так, американское руководство выделяет ливанскому правительству дополнительно $1 млрд, а ЦРУ получило указание начать подрывную деятельность против «Хезболлы». Одновременно подогреваются разногласия между суннитами и шиитами, что ставит Ливан на грань очередной гражданской войны.
В ситуации усиливающегося в Палестинской автономии противостояния ФАТХ и ХАМАС Вашингтон через своих союзников в регионе – Египет и Израиль – оказывает прямую помощь ФАТХ. Так, в конце декабря через территорию Израиля была переправлена крупная партия оружия для военизированных формирований, верных Аббасу. США заявили о выделении $86 млн на нужды служб безопасности главы ПНА.
В недавнем выступлении Джорджа Буша было объявлено о направлении в район Персидского залива еще одного авианосца ВМС США, ракетных установок «Пэтриот» и дополнительного воинского контингента численностью 21,6 тыс. человек. Весьма симптоматичным стало признание американского президента, что он допустил ошибку в иракской стратегии, не усилив военное присутствие в Ираке еще в прошлом году. Отныне ключевым элементом стратегии по Ираку для возглавляемой США коалиции является «увеличение военного присутствия в регионе», а также «активизация усилий по противодействию иранскому и сирийскому влиянию внутри Ирака». По словам Буша, «Америка будет контролировать соблюдение иракским правительством заявленных им критериев». До ноября премьеру Малики было поручено взять под контроль все 18 иракских провинций. Речь Буша, наполненная нападками на Дамаск и Тегеран, совпала с налетом американских военных на консульство Ирана в Эрбиле, что вряд ли можно рассматривать как простую случайность.
Президенту США трудно отказать в последовательности. Чтобы возглавляемой им стране и дальше быть единственной сверхдержавой со всеми соответствующими преференциями, надо установить контроль, по возможности, над всеми энергоресурсами и путями их доставки, где бы они ни находились. Это важно сделать еще и потому, что нефть и газ являются прекрасным инструментом для шантажа других стран в условиях усиливающейся глобальной конкуренции крупнейших экономик мира.
Зависимость США от импорта энергоресурсов, по прогнозам, будет усиливаться. Так, по мнению председателя Exxon Mobil Corp. Ли Раймонда, у Америки нет ресурсов для обеспечения своей энергетической независимости. Отметим также одну особенность потребления нефти в США (в отличие от Европы): на автотранспорт в целом (и на легковые автомобили в частности) приходится 45% этого потребления. По оценке USA Today, американцы воспринимают разговоры о необходимости энергосбережения следующим образом: значит, нас собираются пересадить на малолитражные авто, заставить жить в холодных домах – словом, «жить, как европейцы». То есть проблема упирается в святое – в американский образ жизни. Следовательно, надо искать пути, как этого не допустить.
Многие в Соединенных Штатах поддерживают политику республиканской администрации, резонно вопрошая, что конкретно, кроме популистских заявлений, предлагают противники Буша из числа демократов? Нельзя же всерьез рассматривать в качестве такой альтернативы недавнее предложение комиссии Бейкера–Гамильтона усилить иракскую армию. Эта армия разбежалась в течение нескольких дней после вторжения в страну оккупационных сил, а сейчас ее нет вовсе. В недавнем телевизионном сюжете американские военнослужащие жаловались на местных вояк, которые не желают бороться с террористами. Так что, действительно, иного выхода, кроме дальнейшего наращивания собственного военного присутствия в регионе, не просматривается. За все надо платить, и Соединенные Штаты будут платить и дальше – жизнями своих солдат, деньгами налогоплательщиков и дальнейшим ухудшением репутации.