Соавторами поправок также выступили депутаты Иван Мельников, Сергей Решульский, Юрий Синельщиков и Вадим Соловьев.
В результате реформы 2007 года следственные органы были отделены от прокуратуры, функции которой теперь ограничиваются надзором за соблюдением законности. Самостоятельно возбуждать уголовные дела прокуроры теперь не могут. Генпрокурор РФ Юрий Чайка неоднократно говорил о необходимости вернуть прокурорам возможность возбуждать уголовные дела.
"Расширение полномочий прокурора в досудебном уголовном судопроизводстве усилит законность в этой сфере, повысит эффективность работы следственного аппарата, позволит пресекать встречающиеся случаи круговой поруки между следователями и их непосредственными руководителями", — говорится в пояснительной записке.
Новые полномочия
Законопроект предполагает наделение прокурора рядом полномочий в сфере надзора за предварительным следствием, которыми сейчас обладает руководитель следственного органа.
"Прокурор наделяется правом принятия решения об отказе в возбуждении уголовного дела и о возбуждении уголовного дела при наличии повода и основания <…>, а также по делам частного и частно-публичного обвинения, при отсутствии заявления потерпевшего или его законного представителя, если данное преступление совершено в отношении лица, которое в силу зависимого или беспомощного состояния либо по иным причинам не может защищать свои права и законные интересы, а также в случае совершения преступления лицом, данные о котором не известны", — говорится в пояснительной записке.
Законопроект предусматривает право прокурора принимать к производству и расследовать уголовные дела — при отводе следователя, дознавателя, а также если они отстранены от расследования из-за процессуальных нарушений и их некем заменить. Отстранять следователя, если он нарушил требования уголовно-процессуального кодекса, тоже будет прокурор.
"В закон предполагается ввести правило, в соответствии с которым мера пресечения, избранная в ходе досудебного производства следователем либо дознавателем по утвержденному прокурором постановлению, может быть отменена или изменена только с согласия прокурора", — говорится в пояснительной записке.
При этом руководитель следственного органа наделяется правом производить отдельные следственные действия без принятия уголовного дела к своему производству, а руководитель подразделения дознания наделяется полномочием давать согласие дознавателю на возбуждение перед судом ходатайства о производстве процессуального действия, которое допускается на основании судебного решения, отмечают авторы.
Необходимость изменений
Ранее Синельщиков пояснил РИА Новости, что изменения в Уголовно-процессуальный кодекс, которые предлагает КПРФ, необходимы в связи с "заметным падением качества предварительного следствия в стране при снижении нагрузки на следственный аппарат".
Согласно пояснительной записке, число выявленных прокурорами нарушений в деятельности следователей за последние три года увеличилось почти в два раза, а число следователей, привлеченных к дисциплинарной ответственности по инициативе прокуроров, за тот же период возросло на 50%.
"На протяжении последних лет постоянно увеличивается количество отмененных прокурорами незаконных постановлений следователей об отказе в возбуждении и о прекращении уголовных дел, а также о приостановлении расследования", — говорится в пояснительной записке.
Вместе с тем, после отмены уголовные дела и материалы в следственных подразделениях долго лежат без движения, тем самым нарушения множатся, а права потерпевших не восстанавливаются, отмечают авторы.
"При этом рост негативных показателей в деятельности следственного аппарата никак не вызван ростом прокурорской активности, ибо при галопирующем увеличении выявленных нарушений законности в деятельности следователей, количество выявленных прокурорами нарушений законов в деятельности органов дознания остается практически неизменным", — говорится в пояснительной записке.
Кроме того, значительное число арестованных в ходе следствия за совершение преступлений небольшой и средней тяжести впоследствии освобождаются судом из-под стражи, отмечают депутаты.
"В 2014 году в каждом десятом случае суды отклоняли ходатайства следователей об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу. Однако руководители следственных органов такие необоснованные предложения следователей не пресекают. Более того, непосредственные руководители следственных подразделений нередко сами без достаточных оснований требуют от следователей принятия решений об аресте", — говорится в пояснительной записке.