Информация о размещении на острове Вуди зенитных батарей прозвучала от министра обороны Тайваня генерал-майора Дэвида Ло. Позднее эту информацию подтвердили в Вашингтоне, а, затем, и в Пекине.
"Что касается ограниченных и необходимых усилий по самозащите, которые Китай строит на островах и рифах, где располагаются люди, то это полностью соответствует праву на самозащиту, которым Китай обладает в соответствии с международным правом, поэтому здесь вопросов возникать не должно", — отметил министр иностранных дел КНР Ван И.
В то же время, в министерстве обороны Китая опровергли информацию о появлении на "упомянутых островах и рифах" островах новых видов вооружения, заявив, что оружие там находится уже несколько лет, а само сообщение назвав "уткой".
Впрочем, в остальных странах появление противовоздушных ракет в море, через которое проходит товарооборот на 5 триллионов долларов, радости ни у кого не вызвало. Помимо Китая, который претендует на большую часть Южно-Китайского моря с расположенными там архипелагами Парасельских островов и Спратли, на часть территории моря также претендуют Вьетнам, Филиппины, Малайзия, Индонезия, Бруней и Тайвань. Кроме того, обеспокоенность китайской деятельностью в регионе регулярно высказывают Япония, Австралия и США, которые в конце прошлого года демонстративно проплыли в опасной близости от одного из искусственных островов.
Командир Тихоокеанского командования ВМС США адмирал Гарри Харрис, находившийся в Японии, заявил, что США не намерены мириться с милитаризацией Южно-Китайского моря. "Со временем мы намерены проводить более сложные операции по свободе навигации в Южно-Китайском море, — отметил адмирал. – У нас нет намерений останавливаться".
Стоит отметить, что батареи были перевезены как раз в тот момент, когда в США проходит совместный саммит со странами АСЕАН, участники которого призвали Китай воздержаться от расширения своей деятельности в этом регионе. В прошлом году власти Филиппин подали на Китай в Гаагский международный арбитраж, обвинив его в нарушении Конвенции по морскому праву, однако представители Китая от участия в процессе отказались, как, по всей вероятности, откажутся и от выполнения решения суда.
Размещение на искусственных островах вооружений, по сути, является переходом конфликта на новую фазу. Если раньше Китай категорически отрицал, что строит острова под военные базы, уверяя, что все работу ведутся для облегчения навигации и проведения спасательных работ. Действительно, на новых островах были построены маяки. Однако китайские официальные лица предпочитают не упоминать, что, помимо маяков, на них также построены взлетно-посадочные полосы, а бухты вполне в состоянии вместить авианосец класса "Ляонин".
Пока что представить себе развитие ситуации по силовому сценарию довольно трудно, так как львиная часть товарооборота проходит через спорное море из Китая или в Китай. Более вероятным вариантом является окончательное разделение акватории на сферы влияния, хоть и не признанные официально, но ясные и определенные. Однако дальнейшая накачка региона китайскими вооружениями может спровоцировать другие страны на ответные действия, что, в свою очередь, значительно повышает вероятность вооруженных столкновений.
В ходе Второй мировой войны Южно-Китайское море и расположенные в нем острова и рифы были захвачены Императорской армией Японии, однако по Сан-Францисскому мирному договору 1951 года эта страна отказалась от претензий на эти территории, не уточнив, в чью пользу [Спор из-за Курильских островов имеет схожую предысторию.]. В настоящее время площадь претензий Китая ограничивается так называемой девятипунктирной линией, которая вплотную подходит к берегам Филиппин, Малайзии и Вьетнама.