Краткая предыстория вопроса
Впервые об амбициях Минкультуры в области влияния на даты релизов стало известно в январе прошлого года, когда прошло совещание Владимира Мединского с отечественными дистрибьюторами. Там он сообщил об идее выдавать прокатные удостоверения, без которых невозможен показ фильмов в кинотеатрах или на телевидении, в том числе и кабельном, с фиксированной датой релиза. Упор делался на российские фильмы-события, которым при случае совпадения даты выхода в прокат с зарубежными блокбастерами отдавался приоритет.
Именно после этого совещания российская премьера фильма «Мстители: Эра Альтрона» была перенесена с 30 апреля на 23-е, чтобы накануне майских праздников вышла военная драма «А зори здесь тихие…» Рената Давлетьярова. «Мстители» в итоге собрали в России и СНГ 1,7 млрд рублей, фильм Давлетьярова — 272,1 млн рублей. Позже министерство еще несколько раз вмешивалось в отечественный прокат. В апреле прошлого года до экранов так и не дошел не самый выдающийся фильм «Номер 44», прокатное удостоверение которого было отозвано в последний момент. В сентябре из-за обилия сцен порнографического характера не получил прокатку фильм Гаспара Ноэ «Любовь».
Других примеров непосредственного влияния министерства на прокат не было, однако известно, что дистрибьюторы между собой договаривались о выходе в прокат некоторых релизов. В частности, из-за «Воина» Алексея Андрианова на неделю передвинули выход на российские экраны фильма Ридли Скотта «Марсианин». Опять же приведем в пример цифры: «Воин» получил в РФ и СНГ 208,5 млн рублей, «Марсианин» — 1,2 млрд и номинации на «Оскар».
Потом был объявлен Год российского кино, планировалось много действительно ярких релизов отечественных фильмов и мероприятий, рассчитанных на поддержку российского кинематографа, однако к теме фиксированных дат релизов в прокатных удостоверений никто не возвращался.
2 марта на официальном интернет-портале правовой информации, где появляются все документы, принятые российскими органами власти, было опубликовано постановление правительства с длинным названием «Об утверждении Правил выдачи, отказа в выдаче и отзыва прокатного удостоверения на фильм и Правил ведения Государственного регистра фильмов». Этот 12-страничный документ шокировал многих участников индустрии.
Что изменилось
Теперь в заявлении на выдачу прокатного удостоверения на тот или иной фильм необходимо указывать дату релиза. Причем прокатки будут выдаваться трех видов: на показ фильма в кинозале, на прокат на материальном носителе и на тот и другой виды использования картины. Подать заявление на выдачу удостоверения могут продюсер, прокатчик или демонстратор фильма. Самое главное, если Минкультуры получит заявление на прокат в одну и ту же дату фильмов сходной тематики, жанра и (или) рассчитанных на одну целевую аудиторию, то ведомство попросит претендентов на одну дату договориться между собой. Если устраивающее всех решение принято не будет, то тут министерство вмешается в процесс и предложит свои даты. Они будут выбраны специальным экспертным советом по выдаче прокатных удостоверений. Совет еще не сформирован, кто в него войдет, пока не известно. Впрочем, в документе сразу же подчеркивается, что решение совета будет носить исключительно рекомендательный характер, а главную роль в случае необходимости сыграет само министерство.
Еще одна немаловажная деталь: нынешний документ стимулирует получение прокатного удостоверения заранее. Именно тот, кто подаст заявку за шесть и более месяцев, окажется в выигрышном положении. Правда, с учетом нынешнего механизма работы такая долгосрочная задача кажется маловыполнимой. Необходимый для получения прокатного удостоверения пакет документов включает в себя, например, копию фильма на диске. Ее должен отсмотреть соответствующий чиновник как минимум на предмет возрастных ограничений, которые также необходимо указывать в заявлении на прокатку. Конечно, диск нереально предоставить до окончания работы над фильмом, причем неважно, российского он производства или зарубежного. Теоретически за полгода отечественные дистрибьюторы могут в лучшем случае достать копии фестивальных фильмов, которые, как известно, долго идут до нашего проката. В большинстве случаев практика показывает, что прокатные удостоверения у нас получаются за несколько дней до релиза. Например, фильм «Звёздные войны: Пробуждение силы», который вышел на российские экраны 17 декабря 2015 года, получил прокатное удостоверение только 11 декабря.
Новые правила начнут действовать 2 июня этого года. На данный момент, если исходить из графика премьер КиноПоиска, летом, которое традиционно считается временем выхода больших голливудских фильмов, соприкосновений по российским релизам нет. Проблемы начнутся позже. Так, например, на 20 октября забронировали места «Джек Ричер: Никогда не возвращайся», «Другой мир: Следующее поколение» и отечественный «Ледокол» Николая Хомерики. На 27 октября стоят анимационные американские «Тролли» и отечественный мультфильм «Урфин Джюс и его деревянные солдаты». И если Минкультуры решит, что эти релизы совпадают по целевой аудитории, то начнется глобальная редактура графика выхода фильмов.