Стандарт Российской системы качества для колёс из алюминиевых сплавов устанавливает повышение требования к физическим свойствам металла из которого изготавливаются диски: пределу текучести, относительному удлинению и твердости по Бринеллю. Эти испытания нужны, чтобы спрогнозировать, насколько сплавы, из которых изготовлены колесные диски, склонны к деформации в процессе эксплуатации. Кроме того, оценивалась устойчивость к коррозии.
Как проверялась безопасность
Главные испытания автомобильных колёсных дисков касались их безопасности. Они имитировали повседневную эксплуатацию автомобиля – испытание на удар, испытание при качении и изгиб при кручении. Диски, которые не проходят хотя бы одно из этих испытаний, могут представлять реальную угрозу на дороге, так как отрицательным результатом является разрушение колеса.
Испытание на удар
При испытании на удар проверяется ударная вязкость материала и применение этих качеств сплава при проектировании диска. В данном случае имитируется удар колеса о преграду, бордюр или яму на дорожном покрытии.
Колесо не выдерживает испытание, если выявляется один из следующих признаков:
- видимая зачаточная трещина в зоне диска колеса в сборе;
- центральный элемент отделяется от обода;
- полная потеря внутреннего давления в течение одной минуты.
Испытание при качении
При испытании качением симулируется нагрузка на автомобиль при прохождении определённого расстояния (порядка 1800 километров) при скорости до 80 км/ч. В этом испытании колесный диск с установленной на него шиной прижимается к вращаемому барабану с четко рассчитанной нагрузкой, тем самым имитируя качение по дорожному покрытию. Этот опыт показывает, как поведёт себя колесо при обычных и критических условиях. Результат испытания можно назвать позитивным, если качение не привело к излому или малейшим трещинам в диске.
Изгиб при кручении
Испытание на изгиб при кручении симулирует максимальную нагрузку в повороте автомобиля и должно выдержать определенное количество циклов (1 800 000).
Для расчета максимальной нагрузки берутся во внимание максимально предвиденные нагрузки при худших условиях эксплуатации и важнейшие технические факторы, такие как вес автомобиля при максимальной загрузке, тип и размер автошины, ET и PCD колеса.
Результат испытания можно назвать позитивным, если полный цикл вращений не привел к излому или малейшим трещинам материала колесного диска.
Кто не выдержал испытаний
Шесть торговых марок алюминиевых дисков не прошли испытание на удар. Это говорит о том, что при наезде на препятствие автомобили на этих дисках могут стать причиной ДТП. Такие диски признаны небезопасными.
- Колесо торговой марки X-Race, произведенное в Китае и ввезённое в Россию компанией «Яршинторг», не выдержало удара в вентиль; у него отделилась центральная часть от обода колеса – это серьёзное нарушение, товар небезопасен.
- Колесо торговой марки PROMA, произведённое в России в ООО «Фест», не выдержало удара в спицу. После испытания были обнаружены трещины в соединении спицы с ободом – это серьёзное нарушение, товар небезопасен.
- Колесо торговой марки 4GO, произведённое в Китае и ввезённое в Россию компанией «Русские алюминиевые диски» не выдержало удара в вентиль. У него появились трещины в соединении спиц с ободом и была нарушена герметичность – это серьёзное нарушение, товар небезопасен.
- Колесо торговой марки Replay (модель колесного диска Replay GN58 6,5×16 PCD5x105 ET39 56,6)*, произведённое в Китае, не выдержало оба испытания на удар. Удар в вентиль дал трещины спиц в соединении с центральной частью. А удар в спицу (на другом образце) оторвал центральную часть колеса от обода, что привело к мгновенной потере давления в шине – это серьёзное нарушение, товар небезопасен.
- Колесо торговой марки «МЕГАЛЮМ», произведённое в России одноимённой компанией, не выдержало оба испытания на удар. Удар в вентиль оторвал спицы от центрального элемента, а удар в спицу (на новом образце) отделил центральный элемент от обода – это серьёзное нарушение, товар небезопасен.
Также колесо торговой марки «МЕГАЛЮМ» не прошло ни одно испытание физических свойств металла, из которого оно изготовлена. Предел прочности, предел текучести и относительное удлинение колеса не соответствуют опережающим стандартам Роскачества. - Колесо торговой марки Alcasta, произведённое в Китае, не выдержало испытания на удар. Удар в спицу вызвал отделение центрального элемента от обода – это серьёзное нарушение, товар небезопасен.
* Уточнение от 15.05.18 — модель колесного диска Replay GN58 6,5×16 PCD5x105 ET39 56,6 уже снята с продажи и программа отзыва этих колес, купленных в период с сентября 2017г. по декабрь 2017г. уже направлена в дилерские центры торгующие колесами указанной торговой марки.
Кто нарушал, но не серьёзно
Алюминиевые диски Alcasta имеют нарушения в части маркировки – это одно из самых часто встречающихся нарушений среди всех категорий товаров, которые исследовало Роскачество. В частности, на дисках не был указан год изготовления колеса.
Также стоит отметить, что при закупке алюминиевых дисков через сайт магазина/производителя или при общении с менеджерами, а также при непосредственном получении колеса, не все торговые марки сопровождали свою продукцию полной информацией. Согласно Техническому регламенту Таможенного союза, колёса должны маркироваться данными о названии или товарном знаке, обозначением конфигурации, обозначением размера обода, вылете колеса, дате изготовления. Однако при покупке некоторых колёс нельзя было узнать их вес, страну происхождения, на некоторых отсутствовал штрих-код. Это не является нарушением, но затрудняет идентификацию продукции при наличии чётких предпочтений у покупателя.
Кто выдержал все испытания
Товарами повышенного качества по итогам исследования алюминиевых дисков признаны пять торговых марок – одна российского производства и четыре китайского. Их продукция справилась со всеми испытаниями безопасности, подтвердились качественные физические свойства, прописанные в опережающем стандарте Роскачества, у них было всё в порядке с маркировкой.
Прочными, надёжными, безопасными, неподдающимися коррозии признаны диски:
- Techline, Россия;
- VERITAS-16, Россия;
- YST, Китай;
- BANTAJ, Китай;
- N20, Китай;
- NZ, Китай.
В этой категории оказались:
- LS, Китай;
- K&K, Россия;
- MAK, Италия;
- Alutec, Германия;
- Rial, Германия;
- YOKATTA, Германия;
- RW, Тайвань;
- YAMATO;
- KIA, Китай;
- Cross Street, Китай;
- FR.
- Шесть брендов не прошли испытания по безопасности, – нарушителями оказались две российские марки и четыре китайские; 11 признаны качественными и безопасными, и ещё шесть показали результаты, соответствующие опережающим стандартам Роскачества.
- Кроме того, в ходе исследования был обнаружен фальсификат, продающийся под известной маркой – этим вопросом занялись в Министерстве внутренних дел. Также ряд торговых марок с нарушениями безопасности были сняты с продажи в некоторых магазинах; одна партия дисков с нарушениями отозвана с рынка; один производитель изменил производственную цепочку ради повышения качества продукции.
- Об изменениях, которые произошли на рынке колёсных дисков из алюминиевых сплавов в ходе исследования Роскачества, будет сообщено дополнительно.