Министр промышленности и энергетики РФ Виктор Христенко и министр энергетики и минеральных ресурсов Республики Казахстан Сауат Мынбаев в ходе встречи 6-7 мая 2008г. сформировали единую позицию по вопросу расширения Каспийского нефтепроводного консорциума (КТК) с 32 до 67 млн т нефти в год.
Как сообщает пресс-служба Минпромэнерго РФ, согласно договоренности, предполагается, что мощность трубопровода будет увеличиваться в два этапа в период до 2012г.
Кроме того, в рамках расширения КТК дополнительно 17 млн т казахстанской нефти планируется ориентировать на трубопровод Бургас-Александруполис. Кроме того, министры обсудили возможность транспортировки казахстанской нефти в балтийском направлении. Достигнутые договоренности были представлены премьер-министру Казахстана Кариму Масимову.
Напомним, акционеры КТК выступают за расширение мощностей трубопровода, однако российские власти уже длительное время не могут согласовать этот вопрос. В ходе переговоров с российскими властями акционеры пошли на ряд уступок, в том числе на повышение тарифов на прокачку нефти до 38 долл./т.
По неофициальным данным, на последнем заседании вопрос расширения мощностей КТК не был утвержден советом директоров ввиду его увязки с реализацией проекта Бургас-Александруполис. Вместе с тем, 20 декабря 2007г. президент Казахстана Нурсултан Назарбаев сообщил, что он и глава Российского государства Владимир Путин достигли принципиальной договоренности об увеличении мощности КТК с 30 до 67 млн т нефти в год. Одновременно была достигнута договоренность об участии Казахстана в проекте строительства нефтепровода Бургас-Александруполис. В апреле с.г. российские участники проекта Каспийского нефтепровода предложили акционерам КТК утвердить сумму в 20 млн долл. на частичную актуализацию технико-экономического обоснования (ТЭО) по расширению мощности трубопроводной системы КТК. Между тем в середине апреля 2008г. заместитель министра промышленности и энергетики РФ Андрей Дементьев высказывал мнение, что расширение КТК должно происходить только после того, как существующий проект станет экономически выгодным.
КТК — первый крупный нефтепровод на территории бывшего СССР, построенный с участием частного капитала, соединяет казахстанское месторождение Тенгиз с экспортным терминалом близ Новороссийска. В настоящее время доли участия правительств — основателей КТК — распределяются следующим образом: Россия (в лице АК "Транснефть") — 24%, Казахстан — 19%, Султанат Оман — 7%. Среди частных нефтяных компаний — участников консорциума — Chevron Caspian Pipeline Consortium Company (15%), LUKARCO B.V. (12,5%), Rosneft-Shell Caspian Ventures Limited (7,5%), Mobil Caspian Pipeline Company (7,5%), Agip International (N.A.) N.V. (2%), BG Overseas Holding Limited (2%), Kazakstan Pipeline Ventures LLC (1,75%) и Oryx Caspian Pipeline LLC (1,75%).

