У новой программы по утилизации старых автомобилей может неожиданно появиться много «клиентов». Возраст более чем половины российского автопарка превышает 10 лет. Фактически каждый второй автомобиль в 2010 году можно будет сдавать в утиль в обмен на 50 тыс. рублей.
Под действие новой государственной утилизационной программы попадают автомобили старше 10 лет. В России такой оказались каждая вторая машина. Агентство «Автостат» опубликовало результаты исследования, согласно которому из зарегистрированных в России 34,4 млн автомобилей 19,6 млн (то есть, 56,9%) – аппараты, выпущенные больше десятилетия назад.
Под списание
Данные агентства говорят о том, что смело отправить под пресс можно практически всю ныне существующую продукцию старого АЗЛК. «Москвичей» в «утилизационном» возрасте по стране набралось 1,6 млн шт (99,3% от общей численности зарегистрированных машин этой марки). На покой пора и «украинцам»: на покой просятся 97,7% зарегистрированных запорожцев (951 тыс. штук). Практически все «проходимцы» от ЛУАЗ – старички (99,9%, или 88 тыс. штук). Чуть лучше обстоят дела у легковушек Горьковского автозавода и ульяновских внедорожников. Среди первых под госпрограмму попадает 70% парка (1,26 млн штук). Вторых в процентном отношении чуть больше – 73%, или 594 тыс. машин. Самый массовый парк старых машин – у тольяттинского АвтоВАЗа. «Усыпить» по госпрограмме можно 60% от 15 млн зарегистрированных машин этого предприятия, или 9,11 млн "авто-тазиков".
Пожилые «европейцы»
В России много не только отечественного, но и зарубежного старья. Автостат сообщает, что самую внушительную долю держат бренды Isuzu (91%), Audi (79%), SAAB (77%), Alfa Romeo (75%), Daihatsu (69%), Rover (67%), Volkswagen (66,5%) и Mercedes-Benz (65,1%). Первенство самых массовых неновых иномарок, если смотреть в абсолютных числах, принадлежит Toyota. «Японок» стране зарегистрировано 2,73 млн штук. Из них 58,6% (1,6 млн штук) выпущены до 1 января 1999 года.
Автостат отмечает, что положение дел с коммерческой техникой в плане возраста еще хуже, чем у легковых автомобилей. Более 80% грузовиков выпущены до 1 января 1999 года. Легких коммерческих машин старше 10 лет – 58%. Агентство напоминает, что госпрограмма пока не предусматривает стимулирование утилизации коммерческих машин.
Государственная инициатива анонсирована, но заработает она в лучшем случае в середине 2010 года. Об этом заявил директор департамента автомобильной промышленности Минпромторга Алексей Рахманов 27 августа на конференции «Росавтодилер-2009». Сроки откладываются, так как не решен вопрос финансирования. В следующем году Минпромторг подумывает в тестовом режиме уничтожить 200 тыс. старых автомобилей. Напомним, что каждый владелец, сдавший машину, получит ваучер на 50 тыс. рублей. Потратить его разрешат только на покупку новой машины отечественного производства. Для реализации задуманного министерству нужно 10 млрд рублей. Рахманов заявил, что его ведомство подало заявку в Минфин. Но пока что невозможно сказать удовлетворят ли ее и в каком объеме.

