Сегодня стало известно, что специалисты расшифровали часть записей с чёрных ящиков упавшего под Смоленском Ту-154. Сейчас на руках у экспертов переговоры экипажа за несколько секунд до катастрофы. Уже точно установлено, что самолёт польского президента лишь один раз пытался зайти на посадку. Об этом сообщила глава Межгосударственного авиационного комитета (МАК) Татьяна Анодина.
По её словам, работа ведётся тщательно и скрупулёзно, и пока рано делать какие-либо окончательные выводы. Восстановить картину происшедшего можно будет только после полной расшифровки бортовых самописцев и сопоставления всех данных.
Они знали, что падают: последние слова польских пилотов сохранил бортовой самописец. Запись с чёрных ящиков — у экспертов. Но фразы из предсмертного разговора не публикуют из соображений этики. Это уже не переговоры с диспетчером. До катастрофы — мгновения, и экипаж понимает — борт №1 разобьётся.
"На основании тех данных, которые есть у прокуратуры, можно сделать вывод, что экипаж понимал — приближается катастрофа. Хотя бы потому, что самолет сильно тряхнуло, когда крыло задело дерево. Но было ли это за три или пять секунд (до падения), выяснится только при окончательной расшифровке чёрных ящиков", — сообщил генеральный прокурор Польши Анджей Шеремет.
Пилоты осознавали неизбежность крушения, но успели ли сказать об этом пассажирам? Этим вопросом сейчас задаются польские СМИ. В ожидании результатов официального расследования, они начинают свои.
"Пока все расшифрованные записи с бортовых самописцев — это разговоры пилотов между собой. Разговаривали ли пилоты с кем-то из пассажиров о выборе места приземления будет известно, когда будут расшифрованы и синхронизированы со временем полёта все записи", — поясняет польский военный прокурор Збигнев Жепа.
Помимо двух заводских чёрных ящиков, в самолёте был третий — установленный польской стороной. Сегодня его привезли в Польшу.
Спейцрейсы из Москвы продолжают доставлять на родину тела погибших, но до окончательных выводов следствия ещё далеко. Точно известно, садились пилоты даже не в трудных, а в экстремальных условиях, при густом тумане, с прямой видимостью не более 400 метров.
"Мы находимся под давлением временных рамок. Мы понимаем, какого ранга пассажиры на борту. Однако мы вышколены, чтобы не поддаваться этому давлению. Только пилот принимает решение", — говорит лётчик Гжегож Петрачук.
Слова летчика Гжегожа Петрачука польская газета Dzennik приводит неслучайно. 2 года назад он отказался подчиниться президенту: Лех Качиньский требовал посадить самолет в Тбилиси, несмотря на плохие погодные условия. Пилот принял своё решение, и был уволен.
Коллеги летчика, который был за штурвалом президентского Ту-154, уверяют, Аркадиуш Протасюк хорошо знал русский язык и аэропорт под Смоленском. Он был там за три дня до трагедии. Тогда он пилотировал самолёт, который летел в Смоленск с другим высокопоставленным пассажиром — премьером Дональдом Туском.