При сгорании рабочей консистенции в цилиндрах двигателя, формируется температура до 2500 градусов по Цельсию, что приводит к сильному нагреву деталей и их расширению, отчего может происходить интенсивный износ и остановка сопряженных составных элементов. Для предотвращения подобного перегрева служит система охлаждения мотора. В движках многих отечественных и иностранных автомобилей применяется жидкостная, герметическая закрытая концепция охлаждения с принудительный циркуляцией от основного насоса.
При работе мотор охлаждает воду и подает насосом (помпой) в водораспределительную трубу, размещенную в головке или высшей части блока цилиндров. В системе автомобиля охлаждающий раствор циркулирует и осуществляет охлаждение двигателя.
Радиатор состоит из тонких пластин, патрубков и горловины с пробкой. Середина радиатора трубчатая. Непосредственного взаимодействия с автомобилем область радиатора не имеет. Перегрев охлаждающей жидкости в двигатель регулируется шаровой клапанной пробкой. Шаровой клапан раскрывается при повышении давления в системе до одного или двух кг/см2, что соответствует температуре кипения воды. При данной температуре пары жидкости выходит из радиатора через контрольную трубку. Воздушный клапан раскрывается при температуре 0,85-0,90 кг/см2. При этом через контрольную трубку выходит избыточное давление и перегретый воздух. Это предотвращает радиатор от повреждения
Водяной насос
Водяной насос (помпа для киа, KIA и Hyundai) крепится к передней стене блока или и к переднему стене головки, в зависимости от модели и модификации. Крыльчатка насоса расположена на одном валу с вентилями. Для избежания утекания воды в ступице крыльчатки размещен поджимной сальник, состоящий из резиновой манжеты с пружиной, обоймой и текстолитовой шайбой, благодаря которому вплотную прижимается к торцу корпуса насоса. В случае неполадки сальника в корпусе насоса есть контрольное отверстие, через которое жидкость может вытечь.
Вентилятор
Вентилятор формирует мощный поток воздуха на поверхность радиатора с целью форсирования охлаждения воды или охлаждающей жидкости. В зависимости от модели автомобиля, работа вентилятора и насоса осуществляется от шкива вала, либо вентилятор работает от собственного электромотора.
К примеру, в советских авто, температуру охлаждающей жидкости в летнее и зимнее время можно было регулировать при помощи жалюзи встроенных в конструкцию радиатора, а в современных авто за этим уже следит электроника.
Следите за своим авто и будьте аккуратны на дорогах!
Алекс Шокерев, ГИПОРТ (GL)