Во многих европейских странах небольшие малолитражные автомобили уже давно пользуются популярностью. За границей уже давно осознали всю прелесть парковки на тесных улочках, дешевизны обслуживания таких малышей.
В нашей стране покупатели долгое время не жаловали малолитражки, считая их не более чем брелками для БелАЗов, на такой, дескать, ни на дачу не выедешь, ни на пикник..
Но, времена изменились – и в крупные белорусские города пришли пробки и заторы Европейских масштабов, место для парковки стало дефицитом не только на центральных улицах, но и в окраинных двориках.
Тут то автовладельцы и обратили внимание на малышей. Взгляд автолюбителей с меньшим объёмом кошелька обратился на “Оку”, кто побогаче стал присматривать себе забугорного малыша. Бесспорным лидером тут оказался корейско-узбекский Daewoo Matiz, Renault Twingo и Ford Ka и Volkswagen New Beetle. На них то мы и остановимся подробнее
Раскосое счастье: Daewoo Matiz
Daewoo Matiz дебютировал в 1998 году, сменив порядком устаревшую Tico. Как и другие модели корейской фирмы, созданные в эти годы, кузов малыша ваяли в итальянском ателье Ital Design, в результате чего он получился ну очень симпатичным. Маленькие габариты должны сослужить хорошую службу при эксплуатации Дэу Матиз в мегаполисе — и в пробках лавировать легче, и место для парковки найти не так сложно. В салоне тесно, но уютно. Очень симпатичная передняя панель, оригинальная комбинация приборов, все, правда, выполнено из жесткой и дешевой пластмассы, но что можно ожидать от автомобиля за такие деньги. Места для водителя вполне хватает, да и сзади вдвоем можно разместиться достаточно удобно. А вот в багажник много поклажи поместится едва ли — его объем всего лишь 165 литров. На Daewoo Matiz устанавливается 3-х цилиндровый моторчик объемом 0.8 литра и мощностью 55 лошадиных сил. Оказывается этого вполне достаточно, чтобы не чувствовать себя ущербным в городском потоке. К тому же характер разгона таков, что субъективно скорость набирается быстрее, чем есть на самом деле и это в какой-то мере добавляет водителю азарта.
Удивляет, что Дэу Матиз при своих размерах и массе, обладает вполне приличной плавностью хода — мелкие и средние неровности здорово сглаживаются подвеской. В общем, Matiz можно признать отличным автомобилем для большого города за небольшие деньги.
Французская любовь: Renault Twingo
Появление Renault Twingo потрясло европейский рынок 10 лет назад. Многие решения, которые конструкторы применили при его разработке, актуальны и по сей день. Поэтому нет ничего удивительного в том, что Twingo до сих пор пользуется неплохим спросом. В салоне этого симпатичного автомобильчика свободно могли разместиться четыре пассажира ростом до 1,9 м. Как удалось достичь такого показателя при габаритной длине машины менее 3,5 м? Дело в том, что кузов Twingo выполнен по компоновке, близкой к однообъемной, а моторный отсек у машины очень короткий, благодаря чему салон получился на редкость просторным. Кроме того, на Twingo впервые в мировой практике была применена продольная регулировка задних сидений, что позволило в случае необходимости существенно увеличивать длину салона за счет багажного отделения.
Еще одной изюминкой машины стал цифровой блок основных приборов, расположенный не на привычном месте, а в центре консоли, непосредственно под лобовым стеклом. В свое время многие эксперты подвергли данное конструктивное решение критике. Однако на практике такое расположение приборов оказалось удобным, и сегодня аналогичные панели приборов встречаются на многих других машинах.
Автомобиль имел хорошую управляемость — как в обычной эксплуатации, так и в предельных режимах.
С момента своего появления Twingo стал настоящим бестселлером на европейском рынке. В середине 90-х годов машину продавали за 8–9 тыс. долл., дешевле этого автомобиля можно было купить лишь устаревший к тому времени FIAT Panda.
За долгие годы производства Twingo несколько раз подвергали модернизации, но его внешность существенно не меняли. Наряду с основной модификацией придумали версию со сдвижной матерчатой крышей, удобной в жарких странах.
Есть ли у Twingo недостатки? Да, причем они присущи всем версиям этой машины независимо от года выпуска. Первый — короткоходная подвеска, плохо справляющаяся с серьезными неровностями. Второй — неудобные передние сиденья, на которых устаешь в дальней дороге. Однако если эксплуатировать машину преимущественно в городе, то данные недостатки не имеют большого значения.
Ford Ka
Ford Ka — основной конкурент Twingo на европейском рынке. Обе машины имеют примерно одинаковые габариты, но они совершенно разные по своему характеру. Ford Ka появился в продаже на три года позже Renault Twingo. Конструкторы Ford, понимая, что создать при тех же габаритах более вместительный, чем Twingo, автомобиль невозможно, сделали ставку на необычный дизайн транспортного средства и его ходовые качества. Такое решение оказалось верным: Ford Ka, как и его главный конкурент, до сих пор хорошо покупают, причем машину ни разу не подвергали серьезной модернизации.
Автомобиль имеет очень яркую внешность. Кто-то сравнивает его с насекомым, недоброжелатели называют яйцом на колесах. Во внешнем облике машины есть что-то от легендарного фольксвагеновского «жука», а по своим ходовым качествам она напоминает не менее знаменитую английскую Mini.
Со вкусом выполнен и интерьер машинки, в оформлении которого использованы фирменные фордовские овальные формы.
Хотя по габаритной длине Ford Ka (3620 мм) немного превосходит Twingo, он уступает ему по вместимости салона. На передних сиденьях Ford Ka комфортно чувствуют себя люди любой комплекции, но сзади очень тесно.
Ford Ka создан на платформе автомобиля Fiesta, он позаимствовал у последнего элементы ходовой части. На Ford Ka всегда устанавливали только один мотор объемом 1,3 л. Причем он имел две модификации, различающихся мощностью: 50 л. с. и 60 л. с. Первый вариант был предназначен для экономичной езды, а второй обеспечивал лучшую разгонную динамику. Позднее мощность обоих двигателей увеличили на 10 л. с. С самым мощным мотором автомобиль можно разогнать с места до 100 км/ч за 14,1 с, при этом он разовьет максимальную скорость 167 км/ч. Показатели далеко не выдающиеся, но благодаря грамотно подобранным передаточным числам в КПП машина имеет хорошую динамику разгона с места до 60 км/ч. При этом у Ford Ka потрясающая управляемость, почти нет свесов, а колеса расставлены по углам кузова. Управление машиной напоминает езду на карте. Автомобиль так уверенно цепляется за дорогу, что, кажется, на нем можно пройти поворот на любой скорости. А если немного превысить допустимый предел? Ничего страшного. В предельных режимах Ford Ka начинает скользить всеми четырьмя колесами, а если отпустить педаль акселератора, скольжение моментально прекращается.
Благодаря отличной управляемости и хорошим динамическим качествам Ford Ka почти не имеет себе равных на извилистых узких трассах.
Уже в базовой версии машина неплохо оснащена. Здесь есть усилитель рулевого управления, электростеклоподъемники, центральный замок и магнитола. За дополнительную плату устанавливают кондиционер и проигрыватель компакт-дисков. В Европе базовая версия Ford Ka стоит примерно столько же, сколько Renault Twingo в простейшей комплектации — около 9 тыс. евро.
В 2003 году на европейском рынке появились родстер Ford Street Ka и его спортивная версия Ford Sport Ka. Обе машины сделаны на базе Ford Ka, но оснащены двигателем 1,6 л мощностью 95 л. с. Однако объем продаж таких автомобилей невелик — примерно в десять раз меньше, чем объем реализации Ford Ka. В этом нет ничего удивительного: зачем тратить деньги на дорогое транспортное средство, если базовый Ford Ka c двигателем 1,3 л едет очень хорошо. Значительную часть машин Ford Sport Ka продают в Англии. Дело в том, что знаменитый британский Mini старого поколения сняли с производства, а его наследник стоит существенно дороже. В результате многие английские поклонники горячих хэтчбеков выбрали Ford.
Старое по-новому: Volkswagen New Beetle
В Volkswagen New Beetle слились воедино броский дизайн, эргономичная безопасная конструкция, высокое качество сборки и отделки, — и все это дополняют различные варианты комплектации.
Серийная комплектация Volkswagen New Beetle обеспечивает высокий уровень комфорта. В неё входят 16-дюймовые стальные диски с полноразмерными колпаками, шины 205-й размерности, гидроусилитель руля, теплозащитное остекление, обогреваемые электроприводные наружные зеркала и центральный замок. Для надёжности кнопки предохранителей после запирания машины блокируются, так что их нельзя вытянуть вручную. От обычных автомобилей Volkswagen New Beetle отличают оригинальные и практичные конструкторские решения.
Автомобиль оснащен электронной системой курсовой устойчивости ESP, которая включает в себя усилитель экстренного торможения (EBA), (ABS), электронной блокировкой дифференциала (EDL) и противобуксовочной системой (ASR).
Скорее всего, машинка будет оснащена двухлитровым двигателем по стандарту Евро-2 мощностью 115 л. с. (85 кВт) с четырехступенчатой автоматической коробкой передач. Передняя подвеска типа McPherson — на винтовых пружинах, с телескопическими амортизаторами и стабилизатором поперечной устойчивости. Задняя подвеска — рычажная, на автономных пружинах с газонаполненными амортизаторами — также имеет стабилизатор поперечной устойчивости. Подвески жесткие. Это ощущается как на мелких неровностях дороги, так и на ухабах.
Особой прытью автомобиль не отличается, но и медленным разгон не назовешь. Крутящего момента хватает вполне, особенно на низах. Рулевой механизм реечный, с гидроусилителем. Руль совсем неострый, легкий, в меру информативный. Экстравагантный внешний вид автомобиля провоцирует на активную езду. И с виду никак не скажешь, что машина такая спокойная и степенная. Это автомобиль для души. Для того чтобы поехать отдохнуть, полюбоваться природой, посмотреть какие-нибудь достопримечательности. Машина маневренная, в управлении легкая, поэтому годится она и для поездок на работу, и по магазинам.
Насколько актуальна покупка малышей для Беларуси?
Эти машинки идеальны для эксплуатации в условиях мегаполиса, однако каждая из них имеет свои плюсы и минусы.
К сожалению, новые малыши у нас стоят существенно дороже, чем в Европе. У нас цены на них начинаются от 11–12 тыс. евро. Подержанные машины в хорошем состоянии встречаются редко. Эти игрушки чрезвычайно популярны в Европе, поэтому цены даже на самые старые экземпляры составляют не менее 50 % от стоимости нового автомобиля. Те машины, которые изредка встречаются на нашем рынке, обычно или полностью выработали свой ресурс, или были восстановлены после серьезной аварии.
Что же делать тем покупателям, которые хотели бы недорого купить европейский автомобиль в хорошем состоянии? Неплохой вариант — покупка такой машины в Испании. В этой стране очень много малолитражек используют в прокате. Обычно через два года такие колесные средства продают на аукционе примерно за половину стоимости нового автомобиля. Покупка бывшей прокатной машины имеет как свои плюсы, так и минусы. Основных недостатков два. Первый — большой пробег (в среднем за год такая машина проходит около 50 тыс. км). Второй — у прокатных машин часто бывают мелкие косметические дефекты кузова.
Преимуществ у таких автомобилей больше. Все они юридически чистые, их техническое состояние хорошее, ведь прокатные машины проходят ТO чаще, чем требуется по регламенту, а это положительно сказывается на их «самочувствии». Немаловажно и то, что подобные автомобили имеют небольшой возраст. Поэтому впоследствии можно перепродать машину с незначительными потерями от первоначальной цены. Наиболее выгодное время для покупки автомобиля — конец зимы — начало весны. Именно в этот период прокатные фирмы обновляют свой автопарк.