Целью этой статьи является не рассмотрение всех возможных способов и методик угонов, а ознакомление с принципами построение защитных систем.
Сложившаяся ситуация с угонами транспорта ни для кого не секрет. В чем причина подобного положения дел? Их, как водиться, несколько.
Недостаточная ответственность государства в вопросах контроля над использованием и оборотом транспортных средств. С точки зрения простого человека не столь важно, не могут чиновники или не хотят. Важно, что не обеспечивают.
Качество индустрии установки охранных систем, не соответствует сложившемуся положению дел. Притом, что российский рынок подобных устройств, как это не парадоксально, один из самых развитых в мире.
Беспечность автовладельцев.
Ответственность государства обсуждать не будем, а сразу перейдем к особенностям охранных (противоугонных) систем.
Следует различать несколько типов устройств: автосигнализации, иммобилайзеры, механические (электромеханические) противоугонные устройства и охранно-поисковые системы.
У каждого из них свои функции и каждый из них по отдельности эффективно защитить автомобиль не в состоянии. Смысл — в построении охранного комплекса и создание нескольких, желательно независимых, рубежей охраны автомобиля.
Дочитав до этого места, на ум может прийти: «Это ж, сколько на все это нужно денег?» Может и много, но совсем не обязательно. Важно не, сколько всего «наворочено», а насколько «с умом».
Зачем установщикам автосигнализаций усложнять себе жизнь, разработкой эффективных охранных авто комплексов и трудоемкой имплантацией их в автомобиль. Если клиент готов платить, не особенно вдаваясь в суть. Установил, не мучаясь и порядок. Легкие деньги.
Зачем утруждать себя сложными объясненьями, почему следует сделать так и не иначе. Да еще и убедить клиента за это доплатить. Гораздо проще переложить ответственность на владельца, предложив ему самостоятельно выбрать из списка. Просто, и ничуть не менее выгодно.
Временами складывается впечатление, что сами установщики раскручивают тезис, что нет автомобилей, которые нельзя было бы угнать. Оправдывая свою незаинтересованность или некомпетентность.
Безусловно, 100% гарантии никто дать не может. То, что придумано одним человеком, может быть разгадано другим. Но это не значит, что можно пойти по пути наименьшего сопротивления и установить что попало.
Автосигнализация, как первый рубеж защиты
Сигнализация как понятие приобрело нарицательное значение — любое противоугонное устройство и есть автосигнализации. Хочу Вас огорчить. Из всех функций, которые принято различать у сигнализаций — сигнальные, охранные, сервисные и противоугонные — именно противоугонные развиты хуже всего. Из множества сигнализаций только единицы способны достойно противостоять угону.
Самым слабым местом автосигнализаций является алгоритм кодирования управляющего сигнала (та кодовая посылка, которую брелок направляет в адрес центрального блока, установленного в автомобиле). Будучи радиочастотной, она доступна любому. Угонщики, для вскрытия сигнализации, используют «код-грабберы» — устройства «изготавливающие» электронные отмычки. Именно по этому на нейтрализацию сигнализации уходит от нескольких долей до нескольких секунд.
На сегодняшний день наиболее эффективным способом противодействия электронным способам взлома авто, является алгоритм кодирования, использующий диалоговый принцип обмена управляющими посылками (не путать с сигнализациями, имеющими двухстороннюю связь). Брелок (метка) вступает в диалог с центральным блоком сигнализации и обменивается с ним поочередно несколькими динамическими кодами. Самые эффективные из них имеют дополнительный страховочный механизм в виде временной синхронизации (time code), который контролирует временные задержки между запросом и ответом. Подобные алгоритмы обладают высокой криптостойкостью и обеспечивают, если и не абсолютный, то близкий к максимальному уровень защиты авто.
Принимая в расчет, что стоимость подобных устройств не является «запредельной», вывод следует сделать однозначный!
ВЫВОД:
Сигнализация, не имеющая иммунитета против код-грабберов — выброшенные на ветер деньги, причем как за сигналку, так и за машину.
Иммобилайзер, второй и наиболее значимый рубеж
Иммобилайзеры (иммо) — устройства, основное предназначение которых, противостоять несанкционированному пуску двигателя. Главное отличие от сигнализаций — концентрация на реализации основной функции. Именно на них следует возложить главную ответственность по предотвращению угона.
Иммо бывают двух типов — контактные и бесконтактные (транспондерные).
Контактные иммо обладают высокой криптостойкостью, но менее удобны в пользование.
Подобного недостатка лишены транспондерные иммо. Использование меток или карт дает неоспоримое удобство в пользовании, но следует быть осторожным в выборе. Наличие радиоканала дает угонщикам шанс на «сграбливание» кода, а специфика работы устройства еще более упрощает процедуру. Рекомендации по выбору будут такие же, как и в отношении сигнализации — диалоговый алгоритм кодирования.
Отдельно следует сказать о штатных иммобилайзерах, которыми оснащаются все автомобили. Они обладают несколькими серьезными недостатками. Первая претензия заключается в их идентичности, не только применительно к одинаковым моделям, но и зачастую, ко всей продукции одного изготовителя. Во вторых, производитель не очень озабочен реальной способностью штатного иммо, противостоять профессиональному взлому. Накладно, однако. Защитил от деток неразумных и достаточно.
Не следует рассчитывать на способность штатного иммобилайзера защитить Ваш автомобиль. Представьте, что у Вас его нет совсем и установите качественное устройство.
В случае ограниченного бюджета, акцент следует сделать на иммобилайзер, пусть и в ущерб сигнализации.
ВЫВОД:
Возложение основных противоугонных функции на иммобилайзер (штатный, в расчет не принимать).
В случае использования бесконтактного иммобилайзера, алгоритм кодирования должен быть диалоговым.
Блокиратор, третий рубеж
Наличие в охранном комплексе сигнализации и иммобилайзера еще недостаточно. Необходим блокиратор.
Из всего многообразия механических противоугонных устройств следует отдать предпочтение блокиратору капота. Ключ к угону автомобиля находиться не в салоне, а в моторном отсеке. Именно там располагается большинство исполнительных устройств, цепи, которых подлежат блокировки. Поэтому, без защиты моторного отсека не обойтись. Более того, это является фундаментальным принципом построения эффективной защиты. Без ограничения доступа в моторный отсек все остальные рубежи охраны бесполезны.
Блокираторы капота существуют двух типов — механические и электромеханические.
Рассматривать механические — только время тратить. Нас интересуют электромеханические. Делятся они на штыревые и спиннинговые. Решение о выборе, в каждом конкретном случае, принимается индивидуально.
Блокираторы находятся под управлением либо сигнализации, либо иммобилайзера. Кому отдать предпочтение? Функцию управления следует поручить наиболее стойкому. В большинстве случаев это иммобилайзер.
ВЫВОД:
Блокиратор капота — неотъемлемая часть охранного комплекса.
Функцию управления блокиратором следует поручить иммобилайзеру.
Охранно-поисковые системы. Последний рубеж
Охранно-поисковые системы — это устройства, позволяющие определить местоположение автомобиля и по команде заблокировать двигатель.
Таких устройств на рынке в достатке, как относительно доступных, так и достаточно дорогих. Кроме платы за установку, большинство из них, требует и абонентских расходов и затрат на обеспечение сотового трафика. Как правило, подобные системы функционируют в крупных городах. Хотя имеются и исключения.
Решение об использовании охранно-поисковых систем в составе охранного комплекса требует отдельного обоснования. Разумным, следует признать, применение на достаточно дорогих машинах или пользующихся повышенным спросом у угонщиков.
Если присутствует подобная необходимость, следует обратить внимание на системы, совмещающие два разных принципа определения местоположения. Например: GPS и GSM или GPS и радиопеленгацию.
Охрана автомобиля: Другие устройства
Касательно других охранных и противоугонных устройств, таких как — пейджеры, механические блокираторы, устройств на основе оригинальных систем доступа или экзотических блокировок, то они имеют второстепенное значение. Слишком рассчитывать на них не стоит. За экстраординарными решениями, часто стоит не понимание сути вопроса.
Ведь угонщики не разгадывает ребусы охранных устройств. Для него защищенный автомобиль просто неисправный, который нужно сдвинуть с места. Другие задачи, другие решения, другая логика, просто недоступная законопослушному человеку.
Подходя к вопросу выбора, не дайте себя запутать. Выбирайте главное и отбрасывайте несущественное.
Заключение
Для построения эффективной защиты авто, необходимо оценить что, от чего и при каких обстоятельствах защищаем. Что собой представляет транспортное средство с точки зрения криминального спроса. Где храниться в ночное время, как часто и надолго остается без присмотра в небезопасных местах (ночные клубы, рестораны, стоянки гипермаркетов, театры). Планируется ли страхование по риску «угон». Бюджет.
За рамками данной статьи остались не затронутыми риски по мошенническим способам завладения и разбойным нападениям. Не каснолись мы и такого важного вопроса как установка. Это темы для отдельного рассмотрения. А пока подводим итоги.
Построение нескольких рубежей охраны автомобиля, независимых друг от друга.
Автосигнализация, как внешний рубеж охраны, имеющая иммунитет от код-граберов.
Возложение основных противоугонных функции на иммобилайзер.
Защита моторного отсека авто с помощью блокиратора, находящегося под управлением иммобилайзера.