Женщинам небезопасно ходить в одиночку по улицам даже в светлое время суток, будь то в Москве или Владивостоке. В России 70% женщин подвергаются разным формам насилия, а каждую третью старшеклассницу изнасиловали или пытались изнасиловать. Но это официальные данные, а на самом деле цифры гораздо страшнее. Жаль только, что сами дамы часто успокаивают себя тем, что, напади на них насильник, они и без специальной подготовки сумеют дать отпор. Например, двинут в пах и «вырубят» его. Этот приём нередко передают по наследству своим дочерям мамы: «Прицелься хорошенько — и ногой ему туда изо всех сил!» Вот и на обложке изданной у нас книги Норберта Мертенса «Самооборона — для женщин» лихая деваха бьёт коленом в недвусмысленно выпирающую паховую область привязавшегося к ней парня.
Разочаруем тех, кто этот нехитрый приём держит в уме как надёжную защиту чести и достоинства. В большинстве случаев он не срабатывает. Во-первых, точность попадания не стопроцентная. Во-вторых, маньяки уже давно страхуются, закладывая себе в штаны что-то вроде панцирей-ракушек. Ударишь — насильник только в раж войдёт. И вообще, лучшая защита в такой ситуации — быстрые ноги и истошный крик.
На регулярно проводящихся за рубежом (а теперь и у нас) семинарах по вопросам самообороны обсуждают ситуацию с всевозрастающим уровнем насилия по отношению к прекрасному полу и способы противостоять преступлениям против личности. Вывод один: женщинам в обязательном порядке надо знать хотя бы базовые формы защиты в экстремальных ситуациях. Увы, так сложились обстоятельства: сексуальная агрессия стала обыденной, а на улицах появилось много психопатических личностей.
Курсы для женщин есть. Однако освоить набор приёмов самозащиты — только полдела. В Японии, например, где обучение женщин приёмам самообороны поставлено великолепно, им внушают: ваш удар должен быть таким же лёгким и естественным, как если бы вы занимались привычным делом. Например, варили суп. Ну а нашим надо ещё научиться преодолевать страх, а главное — психологический барьер, который очень часто не позволяет женщине применить полученные знания в критической ситуации. Если девушка отлично понимает смысл подготовки, схватывает всё на лету, ей достаточно трёх месяцев обучения. Инструкторы к таким присматриваются внимательно: не скрывается ли за смышлёным личиком обиженная личность? От таких на курсах стараются избавиться: инструкторы учат не калечить мужчин, а укрощать проявления агрессии. Но прежде всего — по возможности избегать ситуации, грозящей насилием.
Правда, на разных курсах учат по-разному. Многие инструкторы считают, что, если женщине грозит реальное насилие, в ход можно пускать любые приёмы, дабы «вырубить» нападающего: бить острым предметом в чувствительные места, например в глаз, раздирать ногтями кожу на лице, чтобы кровь не только залила глаза, но и стала доказательством нападения, наконец, кусаться. Даже в изданных в России пособиях описаны приёмы, которые вызывают недоумение. Некоторыми можно убить. Бутылкой по голове или в лицо ударить отбитым острым горлышком бутылки, так называемой «розочкой», — за это, получается, привлекать к суду надо не насильника, а его жертву. Тычковые удары, даже круглой ручкой расчёски, как советуют дамам инструкторы, могут также привести к смерти.
Однако калечить насильника в итоге себе дороже. В суде будет непросто доказать, что женщина не спровоцировала его на агрессию, а вот за увечья придётся отвечать. Кусаться тоже малопродуктивно: мужчина начинает свирепеть и бить жертву куда попало. Инструкторы приводят в пример реальный случай, когда серьёзно пострадала женщина — жертва опрометчивых рекомендаций. Её попытались изнасиловать, и она стала ногтями царапать лицо мужчины. Задела точки на лбу, которые отвечают за расслабление челюстных мышц. Рот мужчины открылся, пальцы по скользящей попали между зубов, и тут челюсти непроизвольно сжались…
Тем не менее некоторые подручные средства могут помочь женщине отбиться. В числе таких орудий — шариковая ручка, которой можно воздействовать на наиболее чувствительные точки тела, шарф, который можно накинуть на шею нападавшему и слегка затянуть, а также туфли на шпильках: если ударить каблуком по большому пальцу ноги, нападающему будет уже не до жертвы. Все эти вызывающие болевой эффект приёмы не травмируют, зато весьма действенны. Последователи японской школы рекомендуют выпускницам своих курсов носить с собой маленькие деревянные палочки из дуба, которые по-японски называются «явара». В Японии такие палочки носят почти все женщины. Палочка находится в кулаке, из него торчат только кончики, так что отобрать палочку непросто, а вот делать захваты, болевые контроли ими очень легко. Надо только знать расположение на теле болевых точек.
Однако и полученные от инструкторов навыки следует применять с оглядкой на ситуацию. Прежде всего надо попытаться избежать нападения. Не провоцировать возможного насильника своим поведением, особенно если есть подозрение, что он не вполне адекватен, не ходить «с глазами жертвы», потому что насильники часто реагируют именно на страх в глазах. Не можете скрыть его — носите тёмные очки. Если нападение происходит и убежать не получается, надо сконцентрироваться и определить, как лучше нейтрализовать насильника. Считается, что насильники практически не нападают на хорошо подготовленную женщину. Видимо, ощущение того, что она не подходит на роль жертвы, приходит к мужчинам-агрессорам на уровне интуиции.
Так это или нет, знает криминальная статистика. Но она на этот счёт умалчивает.
Ну а в Польше, например, женщины всё меньше полагаются на собственную способность сконцентрироваться пред опасностью насилия, целиком положившись на братьев наших меньших. Речь вовсе не о собаках бойцовых пород, а… о пушистых норках. Небольших и неприхотливых в обиходе зверьках, которых обычно разводят ради пышного меха. Однако теперь некоторые польские звероводы нашли им новое применение: молодых норок дрессируют, натаскивая на запах мужских половых гормонов, а затем продают на рынках. Зверька длиной 30-50 см (вместе с пышным хвостом) можно спрятать в сумке, в муфте, но дамы чаще носят их во внутренних карманах шуб и пальто — на цепочке с ошейником. Те, кто возвращаются домой поздно, спускают грызуна с «предохранителя» заранее, перед тем как войти в подъезд.
Имея при себе пушистого охранника, уже не страшно входить в лифт с незнакомцем. Норка сразу улавливает сексуальный настрой потенциального насильника — по активизации его гормональных желёз. Если за намерениями следуют активные действия, можно выпускать зверька. В мгновение он устремляется в брючину и далее — по ноге — к причинному месту, вгрызаясь в него острыми зубами. Потенциальный насильник зачастую даже не успевает понять, что происходит, а дальше — боль, шок, часто обморок… С такими специфическими травмами в клинику обращаются далеко не все пострадавшие, так что статистики сохранённых чести и достоинства нет.
Зато слухи о «новом секретном оружии» женщин распространились очень быстро. Предприимчивые дельцы уже выбросили на рынок брошки — миниатюрные муляжи норок, сделанные из их меха. Брошь недвусмысленно сигнализирует сластолюбцам: только тронь! Приставалы и насильники, завидев этот стоп-сигнал, предпочитают не рисковать: а вдруг потенциальная жертва не пугает, а на самом деле вооружена зубастым хищником? Поди угадай…
Однако есть и неудобства. Во-первых, норки сами издают своеобразный запах, так что не каждая женщина решится на содержание зверька у себя дома. Во-вторых, уже были случаи, когда перевозбуждённые животные выбирались из клеток, шустро проникая на супружеское ложе. Все эти вылазки заканчивались серьёзными травмами. Суд одного из воеводств готовится рассмотреть исковое заявление от некой молодой особы, которая намерена призвать к ответу продавшего ей норку фермера. Не какой-нибудь насильник, а она сама серьёзно пострадала, когда легкомысленно задержалась в гостях у соседа и, придя домой, открыла клетку покормить зверька. Учуяв исходящий от хозяйки характерный мужской дух, хищник проделал то, чему его обучили: бросился искать источник, нашёл его и самым зверским образом «обезвредил».
Законодатели уже подумывают о возможном запрете живого оружия возмездия. В самом деле, одно лишь появление карабкающегося по ноге грызуна способно довести здорового человека до инфаркта и даже до смерти. Как потом доказать, что у него были преступные намерения? Одними следами укуса в деликатном месте?
Правда, юристы сомневаются, что запрет на боевых норок может быть объявлен в ближайшее время. Они ещё не получили настолько широкое распространение, чтобы представлять собой реальную угрозу для мужчин. Да и дамы, как выяснили опросы, в большинстве своём не склонны обрекать насильников на чудовищные мучения. В то же время, пользуясь тем, что мужчины уже наслышаны о подвигах зубастых мстителей, предусмотрительные пани стали носить в ридикюлях кусочки меха норки. Помогает — ведь у страха глаза велики.