Современные условия, в которых развивается малый бизнес такие:
1. Одна из специфических особенностей российской экономики заключается в том, что промышленный рынок поделен и структурирован на сегменты, правила игры в которых определяют доминирующие в этой области компании. В каждом сегменте обычно присутствуют 2– 4 компании, которые задают «тон». Например, в железнодорожном сегменте – РЖД, в нефтедобывающем – Роснефть и Лукойл, в автомобильном – АвтоВАЗ, ГАЗ, КАМАЗ.
Естественно, каждая крупная компания стремится усилить свой контроль в сегменте, посредством разработки и узаконивания соответствующих корпоративных или доработанных отраслевых стандартов. Причем, один из базовых принципов ИСО 9000 – принцип взаимовыгодных отношений между поставщиком и потребителем, компании трансформирует в полное подчинение прихотям потребителя. В результате малый и средний бизнес вынужден подчинятся подобным правилам игры на рынке – другого выхода у них нет.
2. Малые предприятия больше чем крупные корпорации зависят от вкуса потребителя. Поскольку малый и средний бизнес не может «искать» свою нишу методом «тыка» (как правило, малые предприятия просто не располагают такими большими финансовыми средствами) поэтому должен точно знать запрос потребителя на сегодняшний день, а еще лучше с прогнозом на ближайшее будущее.
3. Повсеместно распространена, в том числе и в сфере малого предпринимательства, практика привлечения управленцев со стороны. Однако с этим связано и ряд неприятностей: например, нанятый директор не обязан, трудится по 24 часа в сутки и закрывать прорехи в системе менеджмента качества, тем более, если зона ответственности размыта и нет четкой должностной инструкции.
4. На имеющиеся проблемы в сфере малого бизнеса накладывается также ожидание скорого вступления в ВТО и финансовый кризис.
В таких условиях очень многие предприятия приходят к выводу, что единственным выходом из ситуации может быть сертификация производства, потому что только сертификат качества, выданный компетентным органом, может быть доказательством того, что компания заслуживает доверия потребителя.
Студия "Визуал"

