Сегодня правильно поставить автомобиль в городе – большая удача. Особенно в центре города. При этом невозможно быть уверенным на 100%, что, вернувшись, к своему железному другу, вы обнаружите его на месте. Кроме того, большинство нареканий со стороны автомобилистов возникает и по отсутствию необходимого количества парковок.
Правительство пошло навстречу городу и приняло решение о создании перехватывающих парковок. Первые из них появятся уже к концу года. «Но механизм реализации этого решения еще не разработан, – рассказывает начальник юридического отдела «Дирекции по организации дорожного движения Санкт-Петербурга» Фазиль Тажетдинов. – Сначала планируется построить девять перехватывающих парковок для ограничения въезда авто в центр города. При этом, по словам губернатора, цены на услуги таких стоянок будут вполне адекватными». Но смогут ли такие парковки сохранить и обезопасить машины, еще вопрос. Хотя, по мнению Фазиля Тажетдинова, отвечать по всем законам жанра будут коммерческие организации, которые выиграют конкурсы на оснащение перехватывающих парковок. Это подтвердил и председатель Петербургского и Ленинградского отделения Всероссийского общества автомобилистов Дмитрий Троян: «Действительно по договору хранения ответственность несет владелец парковки, если она является коммерческой структурой, то есть платной». Таким образом, если на ее территории произойдет неприятная ситуация и владелец авто пострадает в ДТП, страховщик компенсирует ему положенные по договору выплаты. При этом, страховая компания может остаться ни с чем, то есть не получить в порядке суброгации затраты от владельца парковки вследствие того, что предъявлять иски будет некому. Ведь до сих пор существуют и активно работают так называемые нелегальные коммерческие парковки-однодневки. Именно поэтому страховые компании редко и неохотно идут на заключение договоров с собственниками автомобильных стоянок. По словам заместителя начальника Управления ОСАГО страховой компании «Русский мир» Виктора Борисова, страховщик старается не заключать такие договоры, так как «большинство стоянок – это просто огороженные забором территории, которые не несут ответственности за ущерб автомобилей». Страховые компании же вынуждены терпеть убытки. Так, по статистике страховщика, страховые требования по возмещению в случаях повреждений авто на стоянках составляют лишь 5% от их общего количества.
Президент Союза страховщиков Санкт-Петербурга и Северо-Запада Андрей Сумбаров считает, что большинство регрессных исков от страховщиков, клиенты которых пострадали в результате халатности сотрудников паркингов, просто не доходит до последних, так как претензии предъявлять некому. «Необходимо ввести обязательное страхование ответственности владельца парковок вместо лицензирования, тогда все встанет на свои места», – говорит Андрей Сумбаров. На данный момент лицензию на право создания охраняемой территории машин может получить юридическое лицо с первоначальным капиталом в 10 тыс. рублей. Поэтому в случае нанесения ущерба или полной утраты автомобиля, добропорядочный водитель может рассчитывать на сумму, которая не превысит размер уставного капитала.
Руководитель отдела автострахования «Первой страховой компании» Павел Писанко считает, что в таких случаях виновато наше законодательство: «Какие могут быть выплаты, если собственник стоянки – юридическое лицо, имеющее уставной капитал в размере 10 тыс. рублей!»
Эвакуация не может быть законной!
Если с охраняемыми парковками все более-менее понятно, то вот с эвакуацией дела обстоят печально. По мнению генерального директора Страховой Группы «Адмирал» Елены Калининой, все эвакуаторы автомобилей работают незаконно, «так как при составлении договора на конфискацию машины участвует только одна сторона – служба эвакуации или ДПС. Соответственно, возможные при погрузке авто повреждения они списывают на нерадивого владельца. Последний с трудом сможет доказать обратное, поэтому зачастую и не обращается к страховщику, а предпочитает предъявить свои претензии по ущербу другими способами. Но в «Первой страховой компании» все выплаты по нанесению ущерба при эвакуации органами ДПС осуществляет страховщик. Тогда как в большинстве компаний этот риск является исключением из правил.
Кроме эвакуатора, неоднозначно может быть расценены ситуации, когда аварии происходят на внутренней территории. В законодательстве отсутствует четкое понятие внутренней территории организации. Вследствие чего страховщики трактуют внутреннюю территорию так, как им удобно,зачастую ссылаются на статью 6 ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств», в которой сказано, что страховщик освобождается от выплаты страховой суммы, если авария произошла в пределах внутренней территории. По словам Виктора Борисова, внутренняя территория организации (согласно материалам Обзора судебной практики Верховного Суда РФ) – это прилегающий к зданию организации земельный участок, который принадлежит ей по праву собственности или на ином законном основании. Такая территория предназначена для движения транспортных средств в целях обеспечения деятельности организации, имеет ограждение и характеризуется наличием ограниченного режима допуска на нее транспортных средств. И ответственность за причинение ущерба на таком участке несет сама организация, которая должна обеспечить надлежащую безопасность при движении транспортных средств. Таким образом парковки возле гипермаркетов или во дворе не являются внутренней территорией и автомобилисты в случае ДТП могут спокойно, по правилам получить страховые выплаты. Что же будет, когда это понятие исчезнет из законодательства, что, впрочем, не за горами, пока не ясно.
И все же страховщики советуют всегда контролировать составляемы при ДТП органами ГИБДД акты и справки. «Клиенты страховщиков просто не знают, что подписывают. Нужно внимательно читать договора, где прописаны все исключения из страховых рисков. Страховщикам же нужно доносить до населения свою юридическую подкованность», – подытожила директор филиала Страхового Общества «Жива» Варвара Чижова.