Четверг, 12 декабря, 2024
-3.1 C
Москва


Поделиться:
Уведомления
Очистить все

Внимание!  Форум модерируется. Ссылки размещать можно, но не всем и не сразу. Читайте правила.


Причины сопротивления участников тренинга

3 Записи
3 Пользователи
0 Reactions
45.3 Тыс. Просмотры
Записи: 33
Участник
Автор темы
Гражданин
Присоединился: 14 лет назад

«Причины сопротивления участников тренинга»

Ирина Куракина
«Бери & Веди»

Одним из самых болезненных вопросов, беспокоящих тренеров, является сопротивление группы (или отдельных ее членов) обучению. Участники тренинга могут отказываться от выполнения заданий, высказывать неконструктивные критические замечания, предъявлять претензии к методике, содержанию групповой работы и пр. Одним словом, всячески препятствовать конструктивному групповому взаимодействию, нацеленному на достижение поставленных целей.
В данной ситуации тренеру важно сохранять спокойствие и своевременно реагировать на подобные проявления. Для того чтобы понять, что делать в той или иной ситуации, в первую очередь следует уделить время выявлению причин возникшего сопротивления. Так, причины, вызывающие реакцию сопротивления, можно объединить в две основные группы:
сопротивление, обусловленное поведением тренера;
сопротивление, обусловленное негативным настроем участников на обучение.
Рассмотрим обозначенные группы более подробно.

Сопротивление, обусловленное поведением тренера
Представьте себе ведущего, который на тренинге дает Вам некачественную во всех отношениях информацию — алогичную, неструктурированную, изобилующую специальными терминами, или наоборот, слишком простую, избыточную, или недостаточную для понимания. Одним словом, сложную для восприятия. Как Вы будете чувствовать себя в данной ситуации? Скорее всего, как минимум оскорбитесь на такое отношение к делу, или расстроитесь из-за потерянного времени, будете выражать свое недовольство, или просто уйдете из аудитории. Причиной такой реакции будет некачественная работа тренера.

Теперь представим себе ситуацию, что Вы находитесь на тренинге, ведущий которого тщательно продумал и заблаговременно подготовил весь материал, но постоянно стремится Вам понравиться, заискивает Вашего внимания, осыпает похвалой за несущественные высказывания, подстраивается под все желания группы и учитывает все замечания. Вы чувствуете лесть и фальшь в каждом слове и действии. Как Вы будете себя вести с таким тренером? Возможно, манипулировать им? А, может, издеваться? Всему виной является поведение тренера, которое можно назвать «пристройкой снизу».

А если тренер, владея грамотным материалом, напротив, начинает игнорировать любые Ваши предложения и замечания, если он занимает авторитарную позицию, не принимает возражения, указывает Вам что, когда и как делать? Будет ли Вам комфортно работать с ним? Скорее всего, поведение тренера, характеризующееся «пристройкой сверху», не вызовет у Вас доверия и желания продуктивно работать.

Точно такие же чувства испытывают участники тренинга по продукту, сталкиваясь с некорректным поведением тренера. Именно поэтому следует уделять особое внимание собственному поведению, анализировать сигналы, указывающие на возникающее сопротивление группы, и оперативно вносить коррективы в собственную работу.
Сопротивление, обусловленное негативным настроем участников на обучение
Негативный настрой участников тренинга на обучение является естественным барьером перед освоением нового опыта, однако может быть усугублен следующими факторами: *
боязнь оценки (взрослый человек чувствует себя крайне некомфортно в положении проверяемого, ведь эта процедура ставит под сомнение его квалификацию, авторитет и пр.);
наличие опасений (проведение тренинга может быть связано с появлением новых требований к профессиональным обязанностям);
страх неизвестного (обучение может стать предвестником неизвестных перемен в условиях работы);
наличие подозрений (тренинг, направленный на повышение эффективности работы сотрудников, может стать для участников тренинга сигналом к скорому сокращению штата);
боязнь потери статуса (проводимое обучение может приводить к подрыву имиджа, статуса особо тревожных, неуверенных в своей компетентности участников);
нежелание отказываться от привычки (для многих отказ от привычных, удобных стереотипов поведения является болезненным и крайне нежелательным);
наличие протеста (неблагоприятная ситуация, царящая на рабочем месте, является демотивирующим фактором, влияющим на потерю интереса к обучению);
отсутствие предварительной подготовки (проведение тренинга не согласовано с его участниками, информация о месте и времени проведения дана в последний момент).

Тренеру важно понимать, что для участников тренинга вполне естественно отстаивать свою целостность и отвергать все попытки внешнего воздействия.
Понимание причин сопротивления участников обучению дает тренеру уникальную возможность повлиять на поведение группы путем своевременной профилактики или активной работы с реальным сопротивлением — и сделать процесс обучения более эффективным.

* Кларин М. В. Корпоративный тренинг от А до Я: Научно-практическое пособие. — М.: Дело, 2000.

С наилучшими пожеланиями,
Ирина Куракина
«ВсеКтоУчатсяМоиДрузья!»
«Бери & Веди»

2 Ответов
ИТалиЯ
Записи: 3409
Участник
Ветеран портала
Присоединился: 18 лет назад

А в чем суть темы? что тут обсуждать?
Скрытая реклама ваших треннингов?

Ответить
BeeMovie
Записи: 1420
Участник
Герой
Присоединился: 16 лет назад

Прочитала внимательно.... Много думала.....

Ответить