Мировое сообщество взбудоражено сообщениями об проведенных Китаем испытаниях противоспутникового оружия. По информации американских СМИ, эксперимент по уничтожению спутника на орбите был проведен еще на прошлой неделе, в ночь с 11 на 12 января, при помощи кинетической боеголовки, которую вывела на орбиту баллистическая ракета.
Отслуживший свой срок метеорологический спутник, который был сбит китайцами, находился на околоземной орбите на высоте 865 километров. Как отмечают эксперты, факт успешных испытаний означает, что теперь в радиусе поражения китайских ракет не только иностранные коммерческие спутники, но и большинство американских разведспутников, военных спутников связи и GPS-спутников, данные с которых используются в так называемых «умных бомбах», а также в войсках и разведке (про российские спутники говорить особенно незачем — наша орбитальная группировка состоит сейчас из единственного космического аппарата). Кроме того, по словам экспертов, обломки уничтоженного метеоспутника могут представлять угрозу для других спутников в течение многих лет и даже десятилетий.
В прошлом испытания противоспутниковых технологий проводили лишь две страны – Советский Союз и Соединенные Штаты, причем в последний раз подобные маневры проводились американцами в середине 1980-х.
Американские власти выразили недовольство тем, что Китай не сделал ни публичных, ни частных объявлений о готовящихся испытаниях, несмотря на постоянно звучащие из-за океана просьбы проявлять большую открытость. Представитель Совета национальной безопасности США Гордон Джондро заявил, что подобный шаг «противоречит духу сотрудничества», которого страны стремятся достичь в сфере мирного космоса. К протесту американцев присоединились Австралия и Канада. В Великобритании представитель МИД заявил, что вопрос об испытаниях Китая будет обсуждаться в правительстве.
Между тем глава российского Минобороны Сергей Иванов назвал сообщения об успехе китайских ракетчиков «сильно преувеличенными слухами». «Я слышал такие сообщения, достаточно абстрактные на этот счет. Опасаюсь, что это не так, а может быть, даже не опасаюсь, а хорошо, что это не так», – сказал министр.