Автор статьи — Vera Povetkina
Некоторое время назад в дружеской беседе моя подруга и мама девочки-подростка посетовала:
— Не знаю что делать, дочь категорически отказывается ходить к остеопату, а ей очень нужно.
Мне стало интересно, отчего же юная барышня так сопротивляется.
— Почему ты не хочешь к нему ходить?
— Я уже сказала, что НЕТ, не уговаривайте.
— Я не пытаюсь тебя уговорить, но я еще хочу понять почему ты отказываешься?
— Потому что он делает то, что не должен делать.
Ох, разговор становился жарче, чем я думала.
Но так как я точно знала, что мама девочки во время сеанса сидела в кабинете, то домогательства со стороны доктора вряд ли возможны.
— Что ты имеешь ввиду, когда говоришь, что он делал то, что не должен был делать?
— Он трогал меня там, где не должен трогать, он трогал запретные зоны.
— Какие?
Она показывает область груди.
— Остеопат иногда дотрагивается до живота, спины, поясница и области около груди. Он снимает напряжение в мышцах через прикосновения. В этом смысл остеопатии. И он делал в присутствии твоей мамы. Но, похоже, тебе некомфортны были его прикосновения в этих областях. Возможно еще и потому, что он не только врач, но это врач-мужчина. И хорошо, что ты говоришь об этом смело родителям.
— Да, очень некомфортно. Я понимаю, что он так лечит. Но он еще одну вещь сделал неправильно: он не имел права дотрагиваться до моего тела, даже в присутствии мамы, без моего согласия. Он не спросил и не предупредил меня, а он должен сказать: "Сейчас мне нужно дотронуться до той зоны, которую никто не трогает, кроме врачей и в присутствии родителей."
Я облегченно выдохнула и порадовалась за этого ребёнка, потому что в свои 13 лет у нее хорошо сформировано представление о границах тела, о хороших и плохих прикосновениях, о том как должно быть на приеме у врача.
А на вопрос мамы: "И что нам теперь делать?", я ответила: "Найдите ей остеопата-женщину."
Девочка эта родилась и живет не в России, а в стране, где на каждом приёме перед каждым осмотром врач сообщает: "Сейчас мне нужно посмотреть твои половые органы. И я попрошу тебя снять трусы. Но это может делать только врач в присутствии родителей и предупредив тебя. Больше никто не может об этом тебя просить, и если такое происходит, ты не виновата, но этот человек делает запрещенные вещи. И ты смело должна рассказать об этом родителям, а если это делает кто-то из близких — сообщить учителю или школьному психологу".
Это мантра. Она ее знает наизусть, поэтому так быстро и верно среагировала на действия ничего не подозревающего российского врача.
— Можно один вопрос: откуда ты так хорошо знаешь, что должен и что не должен делать взрослый? В России далеко не каждый ребенок это знает, — удивленно спрашиваю свою собеседницу-подростка я.
Теперь настал ее черед удивиться:
— Как? Это же очевидные вещи! О них говорят на каждом приёме у врача, нам постоянно об этом рассказывают в школе.
Пока на государственном уровне нет адекватной системы просвещения и профилактики, что могут делать родители:
1. Разговаривать про границы тела, называть, что есть "запретные зоны", где другой ребенок или взрослый не может тебя трогать.
2. Рассказывать про устройство тела. Называть научными терминами мужские и женские половые органы — пенис, вагина, а не "краник", "хозяйство" и проч.
3. Учить дома соблюдать границы каждого члена семьи: приучать детей самостоятельно выполнять гигиенические процедуры (туалет, мытьё); не ходить самим голышом и приучать детей с дошкольного возраста, что не принято ходить в трусиках/голышом по дому, особенно, девочке — перед папой, дедушкой, а мальчику — перед мамой, бабушкой. Не заниматься сексом в присутствии детей, закрывать дверь спальни.
4. Объяснить, что если другой человек (ребенок или взрослый) предлагает/просит показать эти части тела, поиграть, дотронуться, то нужно сказать "Нет" и рассказать об этом своим родителям.
5. Если ребёнок рассказывает вам, то, сделайте глубокий вдох, выслушайте его, каким бы неправдоподобным и немыслимым не казался его рассказ. Выслушайте, поддержите и объясните, что он правильно поступил, что пришёл к вам и рассказал вам об этом.
И после этого, выдохнув, дайте себе время переварить услышанное, подумать над этим и решить — какие действия необходимы дальше, чтобы защитить вашего ребёнка.
И не стесняйтесь обращаться к специалистам (психологам) за помощью.
ГИПОРТ