Геополитическое состязание за преобладание в регионе Центральной Азии, развернувшееся после распада Советского Союза, идет с переменным успехом.
В начале 90-х годов националистические настроенные местные элиты добились существенного сокращения присутствия здесь России. Образовавшийся вакуум пытались заполнить другие – внерегиональные – державы.
Как сообщает корреспондент «Нового Региона», об этом пишет политический обозреватель Фонда стратегической культуры Аждар Куртов.
Собственные государственные институты стран Центральной Азии в тот период только создавались, и их самостоятельность была эфемерной. Тогда наибольшую активность по части проникновения в Центральную Азию проявляли две геополитические силы: Запад, представленный, в основном Соединенными Штатами, и исламский мир.
Ислам не сумел сколько-нибудь существенно укрепиться в регионе: длительное пребывание в секуляризованной (атеистической) культурной среде СССР воспрепятствовало резкому переходу к мусульманской культурно-идеологической парадигме.
Зато Соединенные Штаты на центрально-азиатском направлении сумели достичь многого. Вашингтон получил контроль над рядом наиболее лакомых кусков топливно-энергетического сектора региона, в основном, в Казахстане.
Предоставляя щедрой рукой гранты и возможность образования в вузах США и Западной Европы, американцы сумели выпестовать местную прозападную элиту в политике, бизнесе, науке и образовании, в средствах массовой информации.
Расчет был, в принципе, верен: прежнее поколение руководителей, воспитанное в советские годы, со временем будет уходить со сцены, а на их место должны выдвигаться молодые люди с другими ценностными установками и ориентациями.
Казахстанские бизнес-структуры сейчас активно приобретают собственность в Киргизии, Таджикистане и даже Узбекистане, руководство которого все 90-е годы конкурировало с Казахстаном за лидерство в Центральной Азии.
Так, в беднейшей стране региона – Таджикистане – казахский бизнес осваивает добычу серебра и свинца, пытается внедриться в цементную и пищевую промышленность, в энергетику. Есть примеры того, как казахские банки скупают контрольные пакеты акций таджикских банков.
Одновременно Назарбаев пытается получить пост председателя ОБСЕ и предстать проводником политики Европейского Союза в регионе Центральной Азии. В конце марта 2007 года в Астане состоялась встреча «европейской тройки» с министрами иностранных дел пяти центральноазиатских государств.
В настоящее время ЕС сейчас разрабатывает новую стратегию в отношении Центральной Азии, и Назарбаев пытается подверстать к этому свою «многовекторную дипломатию». Для этого он и позиционирует Казахстан как нечто отличное от остальных четырех государств региона, восстанавливая в отношении последних термин «Средняя Азия».
Выступая с идеей создания Союза центральноазиатских государств, Назарбаев заявил: «Нам сам Бог велел: 55 миллионов населения, нет барьера по языку, взаимодополняемая экономика, на одном пространстве, транспортные, энергетические связи. Этот регион может полностью обеспечить себя продовольствием, полностью может обеспечить себя энергетикой и так далее. Даже рынок самодостаточный был бы. Спрашивается, чего еще надо?».
Надо сказать, такая картина далека от реальности: хорошо известно, что в Центральной Азии как раз существуют и этнические, и языковые, и религиозные барьеры. Те же казахи и таджики говорят на языках, относящихся к разным языковым группам, и совершенно не понимают друг друга. Понимание для них всегда было возможным лишь при обращении к русскому языку.
Да и экономика региона не является ни самодостаточной, ни взаимодополняемой: она имеет четко выраженную сырьевую направленность; на внешние рынки большинство стран региона предлагают во многом схожий перечень товаров, выступая в этом отношении не партнерами, а конкурентами.

