Экспертный совет Федеральной антимонопольной службы (ФАС) России по применению законодательства о рекламе признал некорректными рекламные ролики кваса «Никола», производимого на ОАО «Дека» (Великий Новгород).
Как сообщили 23 июня в пресс-службе ФАС России, на очередном заседании экспертного совета по применению законодательства о рекламе при ФАС России 21 июня были рассмотрены три рекламных ролика кваса «Никола», в которых проводится сравнение кваса «Никола» с напитками, объединенными обозначением «кола».
«Учитывая, что в двух роликах из трех рассмотренных такое сравнение в рекламе осуществляется не по потребительским характеристикам продукции, а с использованием противопоставления сформированного эмоционально-негативного отношения к напиткам «кола» и позитивного отношения к рекламируемому квасу, члены совета усмотрели в этих роликах некорректное сравнение рекламируемого товара с товарами других производителей», — сообщили в пресс-службе ФАС России.
Экспертный совет рекомендовал ФАС России возбудить производство по делу по факту распространения некорректной рекламы. По словам начальника управления контроля рекламы и недобросовестной конкуренции ФАС Сергея Пузыревского эксперты признали, что в слогане содержится некорректное сравнение кваса и напитков «кола». «По закону на возбуждение дела уйдет до месяца, еще около месяца — на вынесение окончательного решения». По его словам, в случае победы в суде ассоциации рекламодателей, «Дека» заплатит штраф, размеры которого могут составить 400-5000 МРОТ.
Напомним, новгородский пивоваренный завод «Дека» вывел на рынок квас под торговой маркой «Никола» в апреле 2005 года. В первой рекламной кампании в 2005-06 годах «Квас — не кола, пей «Николу»!», разработанной рекламным агентством Instinct и ОАО «Дека», акцент был сделан на натуральности кваса (живого брожения) в противовес химическому составу импортных цветных напитков. Руководство предприятия заявило, что рекламный слоган был навеян произведением «Generation П» Виктора Пелевина.
А в начале июня Ассоциация рекламодателей, в которую входят Coca-Cola и PepsiCo, попросила ФАС возбудить дело «по признакам нарушения законодательства о рекламе в отношении рекламы кваса «Никола». Рекламодателям не по нраву пришлись телевизионные ролики со слоганами «Квас — не кола, пей «Николу» и «Нет коланизации! Квас — здоровье нации!».
В обращении к ФАС говорилось о том, что в рекламных роликах «Николы» содержатся некорректные сравнения «с находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями; порочат честь, достоинство и деловую репутацию лица, в том числе конкурента; являются актом недобросовестной конкуренции».
Гендиректор Ассоциации рекламодателей Светлана Завидова заявила, что в целом удовлетворена решением совета, «однако мы надеялись, что оно будет распространяться на все ролики «Деки»». Вице-президент по внешним связям PepsiCo Александр Шальнев, который также по совместительству является президентом Ассоциации рекламодателей, указал: «Обращение в ФАС инициировано ассоциацией, которая посчитала, что реклама кваса «Никола» не соответствует рекламному кодексу».
Это не первый конфликт производителей на рекламной почве. В начале мая этого года сеть Media Markt, фирменным знаком которой является поросенок, обратилась в ТУ ФАС Петербурга с просьбой привлечь к ответственности местного ритейлера «Калинка» за слоган «За свиньями на ферму, за бытовой техникой только в «Калинку»!». ВБД потребовал у Sun Interbrew убрать из своего ролика, рекламирующего пиво «Клинское Ultra», слово «йогурт». Лидера российского рынка йогуртов обидел закадровый текст: «Никто не отрицает, что йогурты полезны, но вы же не будете хвастаться: «На выходных мы ездили с друзьями на дачу и выпили целый багажник йогуртов».

