На одном из пляжей Аргентины во время отлива проступили гигантские полуметровые следы. Анализ показал, что им уже 15 тысяч лет. Оставил отпечатки гигантский ленивец, которого описал в своё время ещё Чарльз Дарвин.
В Аргентине обнаружены девять следов доисторического ленивца возрастом в 15 тысяч лет. Как сообщает AFP, следы на каменистом пляже, расположенном к югу от Буэнос-Айреса, обнаружил директор Музея естествознания в Монте-Хермозо Висенте ди Мартино. Они видны только во время отлива. Предварительный возраст отпечатков определен в 15 тысяч лет.
Следы имеют в длину 55 сантиметров и принадлежат ленивцу Scelidotherium. Это травоядное животное достигало трёх метров в длину, весило около 600 килограммов и имело узкий длинный череп. Внешний облик ленивца реконструируется так.
Об этом животном наука впервые узнала от великого Чарльза Дарвина, который описал его окаменелости во время путешествия на корабле «Бигль».
Останки ленивца он обнаружил в 1832 году в Пунта-Альте около Байя-Бланки («Путешествие натуралиста вокруг света на корабле «Бигль», глава 5. «Байя-Бланка»).
«В-третьих, сцелидотерий (Scelidotherium) также близкое к ним животное; мне удалось найти почти полный скелет его. Величиной он был, должно быть, с носорога; по строению черепа он, оказывается, по мнению м-ра Оуэна, ближе всего к капскому муравьеду, но в некоторых других отношениях приближается к броненосцам», – писал эволюционист.
Перед сотрудниками аргентинского музея теперь стоит задача создания полиэстерных отливок следов, что займет некоторое время. «Мы можем работать с отпечатками всего четыре часа в день, поскольку остальное время они скрыты приливом», – говорит ди Мартино.
Интересно, что на том же самом берегу десятилетием раньше, в 1990-х годах, обнаружили другие отпечатки, вдвое моложе. В коллекции музея находятся отливки с 7000-летних отпечатков следов человека, обнаруженных совсем рядом со следами ленивца.
Находка отпечатков следов всегда становится большим событием для антропологов и палеонтологов. Они могут нести весьма ценную информацию. Так, найденные в начале нашего тысячелетия в Австралии самые длинные цепочки следов древних жителей континента помогли многое узнать о первых добавшихся туда людях.
До 700 окаменевших отпечатков ног, около 400 из которых сгруппировано в 23 цепочки следов, обнаружила на заповедной земле близ древнего высохшего озера Вилландра Мэри Пэппен-младшая – представительница коренной народности аборигенов мхутти-мхутти – в 2003 году. Следы самые старые из когда-либо встречавшихся в Австралии и представляют наибольшую «коллекцию» такого рода в мире.
По мнению Пэппен, по следам можно узнать, насколько умными и адаптированными были предки современных австралийцев. «Мы не высохли и не вымерли 26 тыс. лет назад, когда озеро обмелело, – говорит она. – Мы заботились об этой земле и шагаем по ней и сегодня».
Затем изучением следов занялся Стив Уэбб, биоархеолог из Университета Бонда в Квинсленде. Он частично выкопал и проанализировал их с помощью других ученых и членов трех местных племен аборигенов. Широкая общественность узнала об открытии в декабре 2005 года, когда первый отчет об исследовании появился в Journal of Human Evolution. На тот момент были обследованы восемь цепочек следов, и изыскания продолжились.
О новых данных Уэбб рассказал в 2006 году журналу National Geographic. По словам учёного, можно точно утверждать, что жившие здесь люди вели весьма активный образ жизни. Отдельные отпечатки, по всей видимости, принадлежали детям, бегающим вокруг родителей, а наряду со следами эму и кенгуру попадаются отметки, судя по которым, уже мертвую добычу волочили вдоль берега озера.
На сегодня удалось идентифицировать еще пять цепочек, оставленных пятью охотниками. Позже к ним прибавился загадочный одноногий человек, перемещавшийся прыжками. «Нет никаких признаков второй ноги, – отмечает Уэбб, – а имеющиеся следы глубоко вдавлены в землю».
Загадку одноногого биоархеологу помогли решить следопыты из центральноавстралийского племени пинтуби. Они пришли к выводу, основанному в том числе за наблюдениями за одноногим из их общины, что первобытный инвалид весьма споро и ловко передвигался при помощи костыля.