Итак, в Афины мы прилетали за неделю до Пасхи (точнее – Воскресения Христова). Эта неделя самая важная во всей церемонии праздника. Конечно же, всё начинается намного раньше, уже во всю идёт Великий Пост, все гречанки в режиме «турбо» худеют, а потому свято его соблюдают, делятся результатами, покупают новые наряды и вовсю готовятся к очень важному этапу в жизни каждого грека – к выходу на пляж!!! Ведь именно там пройдут следующие 3 – 4 месяца. Там завяжутся новые знакомства и отношения, выяснятся некоторые обстоятельства, которые успешно скрывались кем–то всю зиму, и есть возможность показать своё настоящее лицо.
Пятница — это выходной день в Элладе (Греции), так же, как и Понедельник, наступающий после Пасхального Воскресения – и эти 4 дня служат, конечно, основанием выбраться из загазованных городов. Уже с утра в Великую Пятницу на автострадах выстраиваются километровые очереди – каждый старается выбраться в деревню или на остров – на родину своих предков, чтобы там встретить Пасху, зарезать барашка и повеселиться на славу. В Афинах остаются в основном коренные афиняне.
А все стремящиеся добраться до вечера до родины предков почти всегда пропускают службу, служащуюся в полдень.
Это Αποκαθήλωση – Снятие с Креста. Уже с вечера Великого Четверга все, кто может, приносят в церковь много цветов, которыми украшается Επιτάφιος – на русский переведено как Плащаница. Украшенный цветами Επιτάφιος – выглядит вот так.
Его часто всю ночь украшают в церкви пожилые в основном прихожанки.
В службе Αποκαθήλωση – Apokаfthilosi – Снятие с Креста — вспоминается великая скорбь Богоматери при снятии Сына Её с Креста.
Во многих районах делают чучело Иуды и сжигают его или в этот день или на следующий.
Но надо отметить, что день этот выходной — все магазины открыты, и очень многие используют его для большого шоппинга – барашка на день Пасхи и подарков детям. На Пасху дети обязательно должны получить большой подарок от своих крестных. Магазины заполнены всеми возможными родами подарков – уже упакованных по -пасхальному – к каждому прилагается большая свеча – λαμπαδα — lampada , которую каждый зажигает в церкви, когда священник провозглашает «Христос Анести»! Всюду уже стоят и продаются и гигантские шоколадные яйца с подарком внутри – так что радость Воскресения уже неизменно чувствуется приходящей в этот скорбный день.
Итак, в Страстную пятницу с самого утра по всей стране слышен грустный хаотичный перезвон колоколов. Христа распяли, все скорбят. По радио транслируется серьёзная музыка, по телевизору – фильмы о жизни Христа, пост в этот день – самый строгий! Вечером мы всей семьёй идём в церковь. Народу там собирается очень много, все приходят семьями и в полном составе. В церковь, конечно же, все не поместятся, да и не надо, вся служба транслируется на улицу через динамики, а стоять на свежем воздухе на много приятнее, чем в духоте и жаре свечей.
Идёт самая любимая всеми служба – и в которой участвуют так или иначе все. Исполняется ΑΚΟΛΟΥΘΙΑ ΤΟΥ ΕΠΙΤΑΦΙΟΥ ΘΡΗΝΟΥ или просто ΕΠΙΤΑΦΙΟΣ ΘΡΗΝΟΣ – Оплакивание у Гроба.
Мне никогда не встречалось упоминание об его аналоге в церковнославянском – но это, безусловно самое красивое не только литургическое – но музыкальное и поэтическое произведение Великой Недели.
Оно относится к тем произведениям, которые проносят всю свою свежесть и красоту через века, и производят неизгладимое впечатление на людей далеких от церкви. Это Оплакивание – мелодичнейшее музыкальное и трогательное поэтическое произведение является высшим шедевром византийской традиции. И это единственное произведение, которое в приходских храмах исполняют женщины – и дети. И действительно наиболее полно и трогательно оплакивание может быть произведено только слабым полом. И Христа-то в действительности оплакивали только женщины — *славные ученики* разбежались.
Все мечтают участвовать в хоре, которой исполняет ΕΠΙΤΑΦΙΟΣ ΘΡΗΝΟΣ, но только хорошо музыкально подкованные люди обычно делают это. На занятиях обычного византийского хора любого храма (состоящего из мужчин) всегда выделяется время на репетиции этого единственного в год исполнения хора женщин и детей. Для многих греков это не повод не участвовать в церемонии, стоя на улице, они безо всякого стеснения помогают хору.
Потом Эпитафиос выносят из церкви и вся процессия идёт по улицам. Обычно в это время не приходится регулировать движение, водители сами пропускают процессию, выходят из машин и благочинно ждут.
Делаются три остановки с чтением литургического текста. Когда Επιτάφιος – Эпитафиос возвращается в церковь то его держат у входа — чтобы все прихожане могли пройти под ним, входя в храм – считается, что это отгоняет злую силу и приносит удачу. Многие входят в храм, чтобы пройти под Επιτάφιος – Эпитафиос – и испарится потом из соседней двери.
Служба эта тоже занимает много времени и заканчивается уже ночью – так и Περιφορα Επιταφιου – Ношение Эпитафиу идет уже в темноте.
День, который наступит завтра – Великая Суббота – в этот день облачения священников переменятся уже из черных траурных на светлые, и в песнопениях зазвучат светлые ноты – все готовится к Светлому Воскресению Христа, которое произойдёт в полночь. Весь день заполнен уже беготней и подготовкой к наступающему Великому Празднику.
В Великий Четверг успевают все сделать «по традиции», очевидно, только бабушки – день этот, хотя и укороченный, но еще не выходной, — в Великую Пятницу готовить праздничную еду просто не принято, да и не хочется – так что все падает на Великую Субботу. Нужно покрасить штук 40 яиц в красный цвет и приготовить πασχαλινό κουλούρι (кулури) который называется τσουρέκι (цуреки).
По преданию, впервые красное яйцо поднесла императору Тиберию святая равноапостольная Мария Магдалина, когда проповедовала о Христовом Воскресении. Император, слушая ее, не в силах был поверить, что Сын Божий на третий день мог воскреснуть из мертвых, — это так же невозможно, говорил он, как белое яйцо не может само по себе сделаться красным. Тогда святая Мария Магдалина преподнесла белое яйцо императору – и это чудо совершилось у него на глазах…
Мне где-то попадалось, что *яйцо символизирует гробницу Господа Иисуса Христа, а разбивание яйца – открытие гробницы силой Воскресения Христова.*
Но есть простой народный обычай – выходя из церкви, все стукаются друг с другом яйцами – с обоих концов, и у кого разбилось, считается проигравшим, а у кого нет – после многих стуканий – победителем. Можно это делать и дома, но обязательно — сразу придя из церкви.
Все идут на вечернюю службу: красиво одетые женщины, обязательно в платьях, строгие и притихшие мужчины, красивые и нарядные дети, которые несут в руках свои украшенные ламбады (свечи). У взрослых в руках тоже свечи, но простые церковные. Все веселы и возбуждены. Опять все собираются в церкви и вокруг, площадь заполняется до отказа, служба льётся из динамиков, люди переговариваются между собой, одёргивают расшалившихся детей, но при этом ещё успевают следить за службой, вовремя креститься и даже подпевать.
Пасха по-гречески назывется еще и Λαμπρη (Ламбри) – светлая, сверкающая сияющая. Служба, которая называется Αναστάσιμη (Анастасими) начинается вечером в 23.30, но основная масса народа заполняет храмы за 5-10 минут до того как, в 12 часов ночи во всех церквях погаснет весь свет — и из глубины алтаря появится священник со свечой, и раздастся: «Δεύτε λάβετε φώς!» – «Примите Свет!» и λαμπαδα- Лампада – пасхальная свеча каждого зажигается от этого Света, люди передают друг другу огонь своей свечи, пока, как во сне, вся площадь не заполнится светящимися огоньками. Священник радостно и много раз провозглашает: «Христос Анести!» — «Христос воскрес!» и люди ему дружно отвечают: «Алитос Анести!» — «Во истину воскрес!» и целуются, всегда два раза!
Святой Свет (огонь) в Грецию привозят каждый год из Иерусалима – где этот Святой Огонь самовозжигается на службе Православной Иерусалимской Церкви, происходящий каждый год в 12 часов дня Великой Субботы.
«Да воскреснет Бог, и расточатся врази Его, и да бежат от лица Его ненавидящии Его».
И как раз в это время очень большая масса народа, пришедшая только на Христос Анести, отправляется домой кушать Μагерица и Цуреки. Как говорит наш духовный отец каждый год — когда возглашется: « да бежат от лица Его ненавидящии Его» – вы и бежите.
Одновременно с этим, вдруг раздаются первые хлопки, постепенно переходящие в страшный грохот. Это запускаются ракеты и петарды, символизируя радость и ликование. Процедура эта занимает иногда много времени, и развлекаются этим в основном молодые мужчины и мальчишки. А мы с зажжёнными свечами спешим домой. Обычно это делается пешком, но встречаешь и машины, в которых люди везут зажженные лампады домой.
Но, конечно, церковь не пустеет до конца Великой и Радостной Пасхальной службы – малыши уже засыпают у мам на руках – но остаются до торжественного конца, когда священник вручает каждому красное яйцо.
В конце службы возглашается бессмертная проповедь Иоанна Златоуста
Сама служба заканчивается около 2 часов ночи, а мы, придя домой и простукавшись яйцами со всеми знакомыми, соседями и домашними – на уже заранее приготовленном пасхальном столе поглощаем Μαγειριτσα (Магерица), подготовляя желудок к принятию барашка – приготовление которого становится основной нотой Κυριακή του Πάσχα — Пасхального Воскресения у основной массы греков.
Барашков грилят и жарят всюду – в тавернах, на крышах домов (они в Греции плоские), в садах, на природе, а то и просто на улицах города.
В это время стоит всегда отличная погода, тепло даже вечером, люди ходят друг к другу в гости, громко играет любимая греками музыка, и нередко можно увидеть обнявшихся мужчин (обязательно в белых рубашках), которые танцуют «цамико», типа «сиртаки» так красиво и с любовью показанный Энтони Куином в бессмертном «Алексис Зорбас».
Поглощение баранов настолько утомляет все желудки, что сиеста потом затягивается до ночи и плавно перетекает в неё – ночь, правда, снова оживляет празднество, которое затягивается без стеснения – следующий день снова выходной Δευτέρα του Πασχα – Пасхальный Понедельник.
Поэтому, к сожалению, многие пропускают очень красивую службу, которая служится вечером Κυριακή του Πάσχα — Пасхального Воскресения и называется Ο Εσπερινός της Αγάπης – Вечерня Любви.
Всё, наступил понедельник, мы счастливые и наобщавшиеся, осматриваем и оцениваем потери, которые понесли наши округлившиеся за 4 дня фигуры и приступаем к нашим послепасхальным будням. Последний диетический рывок, выбор нового купальника, споры о том, куда ехать отдыхать (обязательно в Греции!), и жизнь опять вошла в свою колею. Мы летим домой в Германию, а в голове, в глазах и в душе всё ещё стоят картины, звуки и запахи самого печального и счастливого, самого красивого и нежного праздника всех христиан – Праздника Воскресения Христа.
Автор: Юлия Донетс Heart (ГИПОРТ.РУ), 16.04.2009г.