Когда в России появилась традиция отмечать Первомай?

0 704

Первомайские гулянья не были традиционными для России. В деревнях в начале мая еще продолжались весенние гулянья молодежи, но только по вечерам, так как наступала пора подготовки к севу. А в городах гулянья на 1 мая были введены Петром I, «позаимствовавшим» эту традицию за границей.

Считается, что отмечать начало мая праздничными народными гуляньями начали в Италии, где к этому времени уже заканчивались посевные работы. Можно было передохнуть и повеселиться, а заодно и попросить у богов помощи, чтобы посевы дали хорошие всходы и превратились в богатый урожай.

Первомайские праздники были широко распространены в Европе, во многих местах в этот день наряжали «майское дерево», украшали дома зелеными ветками, проводили специальные обрядовые действия, избирали «королеву праздника», да и просто веселились, устраивая гулянья и танцы. Обычно к этому дню приурочивали ярмарки.

Но Первомай был связан не только с пробуждением природы, первой зеленью и цветами. В ночь на 1 мая в ряде стран (Германские княжества, Скандинавия) традиционно изгоняли из городов и сел чертей, бесов и ведьм, которые собирались вместе в Вальпургиеву ночь и становились более уязвимыми. Естественно, что, пробегав ночь по улицам с зажженными факелами, народ на следующий день с размахом и с чувством исполненного долга праздновал избавление, пусть и временное, от нечистой силы.

В других местах (Франция, Фландрия, Англия) в этот день проводили майские собрания, на которых решали насущные проблемы общественной жизни, но заканчивали их всегда общим застольем и танцами.

К.К. Гампельн. Гулянье в Екатерингофе
К.К. Гампельн. Гулянье в Екатерингофе

Считается, что обычай отмечать Первомай в Россию завезли иностранцы. Наиболее масштабно этот день отмечался в Москве в Немецкой слободе, где с праздником и познакомился Петр I. По его решению в этот день для москвичей стали устраивать гулянья в Сокольниках, которые вскоре превратились в традиционные. Затем первомайские гулянья начали проводить и в Петербурге. В этот день в Екатерингофе собирались не только горожане, но и вся знать, включая императорскую фамилию. К этому дню строились качели и карусели, разворачивались балаганы, ставились многочисленные палатки торговцев.

Гуляли по-русски, с размахом. Вот как описывает гулянье 1 мая 1805 года в «Записках современника» С. Жихарев: «Сколько народу, сколько беззаботной разгульной веселости, шуму, гаму, музыки, песен, плясок и прочего, сколько богатых турецких, китайских палаток с накрытыми столами для роскошной трапезы и великолепными оркестрами… Сколько щегольских модных карет и древних прадедовских колымаг и рыдванов, блестящей упряжи и веревочной сбруи, прекрасных лошадей и претощих кляч, прелестнейших кавалькад и прежалких Дон-Кихотов на прежалких Россинантах…».

Народное гулянье в Сокольниках 1 мая. Гравюра начала XIX в.
Народное гулянье в Сокольниках 1 мая. Гравюра начала XIX в.

Первомайские праздники были чрезвычайно популярны именно в крупных городах, где народ после зимы хотел отдохнуть и повеселиться на природе. О масштабности гуляний в Сокольниках свидетельствует «Путеводитель по Москве и ее окрестностям» 1872 года: «В особенности замечательно здесь гулянье 1-го Мая, на которое собирается почти вся Москва».

Любопытные воспоминания о первомайских гуляньях оставил известный московский бытописатель И.А. Белоусов, отмечавший, что в этот день в Сокольниках «действовали карусели, качели, по роще ходили шарманщики и хоры русских песенников, чайницы у своих столов зазывали гуляющую публику попить у них за столиками чайку. Около чайных палаток дымились самовары, ходили разносчики с разными закусками.

М.Н. Воробьев. Гулянье на Крестовском острове
М.Н. Воробьев. Гулянье на Крестовском острове

Группы гуляющих располагались в роще прямо на траве, расставляли бутылки с напитками, раскладывали закуску и пели песни под гармонику – вся роща была наполнена звуками гармоник, песен, выкриками разносчиков, зазыванием чайниц».

Естественно, что и в Сокольниках, и в Екатерингофе гуляющим вскоре стало тесно. В Москве масштабные гулянья начали проводить в Марьиной роще, на Девичьем поле, под Новинским. В Петербурге гуляющие заполняли все пригородные парки и рощи.

Первая русская первомайская открытка
Первая русская первомайская открытка

В конце XIX века, когда в России начался бурный рост революционного движения, первомайские гулянья оказались идеально подходящими для проведения сходок, названных «маевками». А вскоре и сам Первомай получил выраженную политическую окраску.

В 1889 году в Париже конгресс II Интернационала решил 1 мая ежегодно проводить демонстрации в память о забастовке чикагских рабочих в 1886 году, закончившейся массовыми столкновениями с полицией и гибелью людей, а затем и судом, приговорившим четверых рабочих к смертной казни. Уже в 1890 году Первомай, ставший Днем международной солидарности трудящихся, отмечали во многих странах Европы. В России его в тот год отметили маевками в Варшаве. На следующий год маевки проходили уже в Петербурге, а затем это явление стало для России массовым.

В 1900 году по улицам Харькова прошла первая майская демонстрация. С 1902 года майское празднование в России начинает принимать революционный характер. Естественно, что на демонстрации и митинги выходила меньшая часть народа, большинство по традиции отправлялось «на природу», чтобы весело провести первый день мая.

А.А. Пластов. Колхозный праздник
А.А. Пластов. Колхозный праздник

После революционных событий 1917 года Первомай вошел в число официальных государственных праздников, как День международной солидарности трудящихся. Соединились обе традиции его проведения – после демонстраций и митингов народ отправлялся отмечать праздник на природу, снова стали проводиться массовые народные гулянья с выступлениями профессиональных и самодеятельных артистов. В ряде мест, особенно в деревнях, стали устраивать коллективные застолья.

После революционных событий 1917 года Первомай вошел в число официальных государственных праздников, как День международной солидарности трудящихся. Соединились обе традиции его проведения – после демонстраций и митингов народ отправлялся отмечать праздник на природу, снова стали проводиться массовые народные гулянья с выступлениями профессиональных и самодеятельных артистов. В ряде мест, особенно в деревнях, стали устраивать коллективные застолья.

К нашему времени Первомай практически лишился политической составляющей. Что и как отмечать в этот день, теперь каждый решает сам. Демонстрации и митинги давно утратили массовость и обычно набирают десятки или сотни участников. Зато «на шашлыки» отправляются миллионы людей, традиционно открывая в первый день мая сезон на дачах и садово-огородных участках. Так что Первомай теперь точно соответствует своему официальному названию – «Праздник Весны и Труда».

Автор: Владимир Рогоза


Оставьте ответ
Яндекс.Метрика