Заключительный запуск 2007 года, в ходе которого на орбиту были выведены сразу три российских навигационных спутника ГЛОНАСС, был успешно был осуществлен 25 декабря с космодрома Байконур.
Спутники были впервые выведены на орбиту с помощью усовершенствованной версии российской ракеты-носителя "Протон-М". Ранее все спутники ГЛОНАСС выводились на орбиту с помощью предыдущей модели ракеты-носителя — "Протон-К".
Это был второй запуск "Протона" со спутниками системы ГЛОНАСС после совместного заседания правительственных комиссий Казахстана и России по расследованию причин и оценке последствий аварийного пуска 6 сентября 2007 года ракеты-носителя "Протон-М" с космодрома Байконур.
На заседании были утверждены выводы межведомственной комиссии по анализу причин аварийного пуска и подтверждено, что мероприятия по обеспечению безопасности последующих пусков реализованы на имеющемся заделе ракет-носителей типа "Протон", в том числе на ракете-носителе для обеспечения запуска космических аппаратов "Глонасс-М".
Основные характеристики системы ГЛОНАСС
Орбитальная группировка ГЛОНАСС предназначена для оперативного глобального высокоточного навигационно-временного обеспечения неограниченного числа потребителей наземного, морского, воздушного и космического базирования, а также для определения точного местонахождения судов, самолетов, и спецавтотехники.
Для определения пространственных координат и времени требуется прием сигналов с четырех спутников одновременно. С помощью ГЛОНАСС-приемников возможно определение трех координат местоположения потребителя, скорости его движения в привязке ко времени по высокоточной шкале координированного всемирного времени.
В соответствии с распоряжением президента РФ от 18 февраля 1999 года система ГЛОНАСС отнесена к космической технике двойного назначения, применяемой в научных, социально-экономических целях, в интересах обороны и безопасности РФ.
В июле 2006 года постановлением правительства была утверждена скорректированная ФЦП "Глобальная навигационная система". Полностью развернутая система будет состоять из 24 спутников, действующих в трех орбитальных плоскостях.
Орбитальная группировка ГЛОНАСС, полное развертывание которой должно быть завершено к 2009 году, с доведением в 2011 году количества космических аппаратов до штатной численности. По основным характеристикам (точности, доступности и целостности) навигационного обеспечения ГЛОНАСС не должен уступать системам GPS и Galileo.
Развитие системы ГЛОНАСС в России в настоящее время осуществляется на основании Федеральной целевой программы (ФЦП) "Глобальная навигационная система", принятой в августе 2001 года постановлением правительства РФ.
Основными целями ФЦП "ГЛОНАСС" являются дальнейшее развитие и эффективное использование Глобальной навигационной спутниковой системы ГЛОНАСС в интересах социально-экономического развития страны, обеспечения ее национальной безопасности, сохранение Россией лидирующих позиций в области спутниковой навигации за счет гарантированного предоставления навигационных сигналов отечественным и зарубежным потребителям.
В 2007 году были сняты все ограничения для гражданских пользователей ГЛОНАСС.
Путин хочет купить приемник Глонасс для своего лабрадора Кони
Первый вице-премьер РФ Сергей Иванов на совещании президента с членами правительства в понедельник сообщил, что в середине следующего года в продажу, возможно, поступят специальные ошейники для кошек и собак с приемниками ГЛОНАСС.
Президент РФ Владимир Путин поинтересовался, когда он сможет купить соответствующий аппарат для своей собаки Кони, чтобы она не убегала.
Иванов ответил, что ошейники для собак и кошек, которые будут с аппаратурой ГЛОНАСС, поступят коммерческому потребителю в середине 2008 года.
При этом он подчеркнул, что аппаратура для простых потребителей по цене не должна превышать стоимость приемников GPS.
Спутниковые навигаторы GPS/ГЛОНАСС
Заместитель генерального директора НИИ космического приборостроения Александр Четыркин ранее сообщал, что первые российские двухсистемные спутниковые навигаторы GPS/ГЛОНАСС появятся на прилавках магазинов в ближайшее время.
По его словам, разработанные в НИИ автомобильные навигаторы под названием Glospace будут принимать сразу две системы сигналов, получаемых как с действующей сейчас GPS, так и с вводимой сейчас в эксплуатацию российской навигационной системы ГЛОНАСС.
Удобство и новизна заключаются в том, что сейчас на рынке можно купить навигаторы, принимающие сигналы только GPS, а навигатор, разработанный в НИИ космического приборостроения, способен одновременно принимать сигналы сразу двух систем. Таким образом, если американцы отключат систему GPS, как они делали это во время войны в Ираке, приемник будет принимать сигналы с российских спутников ГЛОНАСС, сказал Четыркин.
При этом стоимость российского изделия будет сопоставима с зарубежными навигаторами. Отпускная цена предприятия составит 15-18 тысяч рублей, сообщил замгендиректора НИИ космического приборостроения.
Эксперт также продемонстрировал устройство в работе. Современный дисплей корейского производства позволяет четко разглядеть мельчайшие детали картинки. Прибор позволяет также просматривать фильмы и прослушивать цифровые записи, смотреть фотографии, подключать внешние устройства и карты памяти, использовать встроенные игрушки и часы. Кроме того, российская разработка обеспечивает совместимость с информацией, получаемой с пейджеров, для отображения пробок на дорогах в реальном режиме времени.
Сотрудничество РФ с зарубежными странами в области ГЛОНАСС
Заместитель руководителя Роскосмоса Виталий Давыдов сообщал ранее РИА Новости, что ведомство работает над привлечением пользователей навигационных услуг ГЛОНАСС на Ближнем Востоке, а также в странах Юго-восточной Азии.
Роскосмос рассчитывает в самое ближайшее время подписать с ОАЭ меморандум использования российской навигационной спутниковой системы ГЛОНАСС, сказал он.
По словам Давыдова, ОАЭ, а также ряд других стран Ближнего и Среднего Востока интересует Роскосмос с точки зрения расширения сегмента потребителей навигационных услуг.
Навигационный рынок — это не только глобальные вещи, это еще и ряд прикладных услуг для обычных пользователей, например, для автомобилистов во всем мире. Это тянет за собой и рынок создания электронных карт местности привязка к которым осуществляется с помощью сигналов со спутников ГЛОНАСС, пояснил Давыдов.