О том, сколько на нашей планете китайцев, уже давно ходят анекдоты, только вот после того, как правительство этой страны начало проводить последовательную политику сокращения рождаемости, эти шутки постепенно становятся все менее и менее актуальными. Демографические процессы в КНР развиваются по специфическому сценарию, который в скором времени, возможно, будет нуждаться в новых персонажах — совсем из другой, так сказать, оперы.
Дело в том, что за последние годы в жизни китайских граждан слишком многое изменилось, причем метаморфозы претерпели буквально все ее сферы. Законодательство, установившее квоту количества детей — на одну семью один ребенок, — помогло добиться определенных результатов, в первую очередь в экономической и социальной сферах, но на матримониальном фронте исход битвы, может статься, будет прямо противоположным. Во всяком случае, именно такой неутешительный прогноз делают аналитики, исходя из нынешней ситуации и господствующих тенденций. Приспособившись к новым условиям жизни, прагматичные китайские обыватели единодушно принимают самое оптимальное в данном случае решение: если уж можно родить только одного ребенка, то пусть тогда это будет мальчик.
Почему мальчики для китайцев предпочтительнее, нежели девочки, и так ясно. Ограничение рождаемости на государственном уровне вкупе с разрешенными по этой же причине абортами привело к тому, что традиционное стремление большинства родителей иметь сына в Китае раздулось до невероятных размеров и приобрело характер социальной эпидемии. Только вот в грандиозных масштабах КНР эта тенденция привела к тому, что уже сейчас в республике дисбаланс между полами колоссальный. Десять девчонок, на которых, по статистике, приходится девять ребят — это несбыточная мечта для китайского общества, где вот уже несколько лет рождаются преимущественно мальчики. Социологи произвели нехитрые подсчеты, отметив сроки, на которые пришелся демографический бум, и пришли к выводу: через полтора десятка лет ситуация примет угрожающий оборот. Иными словами, в 2020 г. китайским женихам выбирать будет совсем не из кого, потому что невест попросту на всех не хватит.
Эта диспропорция, неизбежность которой фактически уже предопределена (по данным, в 2005 г. на 130 мальчиков приходилось всего лишь 100 девочек), будет настолько ощутимой, что молодые люди вынуждены будут искать себе пару на стороне, в смысле — на чужой стороне. Если вспомнить, какие территории сейчас исподволь, но весьма активно заселяют выходцы из Китая, то станет очевидно: российским социологам тоже стоит задуматься над этой проблемой, ведь через десятилетие население КНР вполне может занять весомое место в качестве «купцов» на отечественном «рынке невест».
По самым приблизительным подсчетам, на исходе второго десятилетия ХХI в. в Китае будет на 30 млн представителей сильного пола больше, чем представительниц слабого, так что в своей отчизне найти супругу удастся только самым-самым. Как будет происходить отбор кавалеров — трудно даже представить, но ничего хорошего от грядущих «брачных игр» эксперты не ждут. Они прогнозируют социальную напряженность, обострение криминальной обстановки в стране, рост преступности на почве выяснения личных отношений между соперниками, депрессию среди молодежи и прочие негативные последствия резкой конкуренции на любовном фронте.