Россия сегодня — одна из самых быстро стареющих стран на европейском континенте. За последние 15 лет соотношение работающих россиян к числу пенсионеров снизилось в 1,5 раза. Идея солидарности поколений в российской пенсионной системе практически перестала работать. Отсюда и все наши пенсионные проблемы — бедность стариков и прогрессирующий дефицит Пенсионного фонда. Конечно, ситуацию можно исправить при помощи регулярных траншей из госбюджета. Но вряд ли в долгосрочной перспективе это оптимальное решение. Выбор придется делать в другой плоскости — или пойдем на непопулярные меры в пенсионной политике, или так и будем платить старикам копеечные пенсии.
Всего через несколько лет вопрос о том, как восполнять прогрессирующий дефицит бюджета Пенсионного фонда, станет одним из самых острых социальных вопросов в России. Долго ждать не придется, проблема нехватки средств на выплату пенсий встала уже сегодня. Она усугубляется растущими обязательствами правительства по повышению пенсий гражданам. Так, показатель роста средней трудовой пенсии с 2006 по 2009 год не опускается ниже 20% в год. Но как можно их не повышать, когда пенсионеры в России — один и самых малообеспеченных слоев общества. Так, размер средней начисленной пенсии в стране в апреле 2007 года составил 3084 рублей, что ниже прожиточного минимума среднего россиянина (3713 руб.). При этом средняя зарплата в России в достигла в мае 2007 года 12744 руб. Таким образом, коэффициент замещения (соотношение средней пенсии к средней зарплате) в России составляет лишь 24,2%. К сожалению, это максимальный уровень благосостояния, который способна обеспечить пенсионерам отечественная пенсионная система в нынешних экономических и демографических условиях.
Проблемы у Пенсионного фонда начались в 2005 году, когда правительство снизило ставку ЕСН. Накопительная часть пенсии от снижения налога не пострадала, но средств на выплату базовой и страховой пенсии сегодняшним пенсионерам фонду стало не хватать. В итоге правительство второй год подряд вынуждено компенсировать Пенсионному фонду нехватку средств. В 2006 году на формирование базовой части пенсий россиян из госбюджета пришлось добавить 183,9 млрд. (в этом году планируется 191 млрд. рублей), на финансирование страховой части пенсий — в 2006 году добавили 74,5 млрд. (в 2007 году — 88,2 млрд. рублей).
В целом, по данным Счетной палаты, бюджет российского Пенсионного фонда в 2007 году на 53,3% сформирован за счет трансфертов из бюджета. Таким образом, благосостояние российских пенсионеров сегодня всецело зависит от финансового здоровья основного донора Пенсионного бюджета — госбюджета. В случае если у правительства начнутся перебои с доходами, пенсионеры одними из первых почувствуют это на себе. Именно по этой причине чиновники не поддерживают идею об увеличении выплат пенсионерам за счет бюджета. В итоге доля пенсионных расходов в России — 6% от ВВП — в разы ниже, чем в других европейских странах, где на пенсии тратят, по данным Всемирного банка, от 7% до 15% ВВП. Но дальнейшее увеличение пенсий при помощи бюджетных вливаний ставит под угрозу стабильность всей пенсионной системы в будущем. А именно, в период с 2010 по 2020 годы, когда, по расчетам Пенсионного фонда, российской экономике предстоит пережить пик пенсионной нагрузки.
К сожалению, большинство других предложений о кардинальном повышении пенсий россиянам не исправят нынешнюю ситуацию с дефицитом бюджета Пенсионного фонда. К примеру, недавняя идея об увеличении пенсионных взносов граждан за счет повышения на 3% ставки ЕСН. Так же, как и предложение президента, прозвучавшее в его последнем послании Федеральному собранию, о начислении государством к каждой тысяче рублей добровольного пенсионного взноса гражданина еще столько же. Эти меры призваны стимулировать индивидуальные пенсионные накопления граждан. Те самые, что скапливаются сегодня на накопительном пенсионном счете каждого россиянина в качестве его персональной прибавки к пенсии в будущем. К ликвидации дефицита бюджета Пенсионного фонда и увеличению пенсионных выплат нынешним пенсионерам эти меры не имеют никакого отношения.
Очевидно, что поднять благосостояние нынешних российских пенсионеров можно, лишь повышая поток пенсионных отчислений от каждого работающего или увеличивая число плательщиков социального налога. Рецептов, как это сделать, несколько. Например, истребовать долги с неплательщиков ЕСН, повысить ставку налога или увеличить возраст выхода россиян на пенсию. Доля «теневых» доходов в российской экономике, по оценкам Пенсионного фонда, составляет около 40% от фонда оплаты труда (7289 млрд. руб. в 2007 году). И если удастся заставить всех неплательщиков выйти из «тени», то Пенсионный фонд надолго распрощается с дефицитным бюджетом. Но способ это сложный, трудоемкий, и его реализация растянется на годы. Второй способ проще, но повышение ставки налога приведет к дальнейшему снижению его собираемости, не говоря уже о негативных последствиях для экономики страны.
Испробовать третий способ оздоровления национальной пенсионной системы — увеличение порога выхода на пенсию в стране — нам настойчиво советуют Всемирный банк и российские пенсионные эксперты. Увеличение среднего пенсионного возраста до 60 лет для женщин и 65 лет для мужчин — это естественный выход для такой «старой» страны, как Россия. В большинстве развитых стран женщины не выходят на пенсию раньше 60, а мужчины — раньше 65 лет. Подобную «роскошь» могут себе позволить лишь такие молодые государства, как Турция (пенсионный порог 44 лет для женщин и 49 — для мужчин), а также восточноевропейские и постсоветские страны (53-58 и 58-63).
Определенный резон в сохранении низкого возрастного порога выхода на пенсию в России есть — у нас относительно низкая продолжительность жизни. Российские мужчины после выхода на пенсию живут недолго. И если им еще увеличить пенсионный возраст, то многие и вовсе не дождутся спокойной старости. Так что рецепт этот эффективный, но непопулярный. А значит, как минимум, до выборов не может быть реализован. Видимо, российская пенсионная система еще долго будет балансировать между копеечными пенсиями и необходимостью принятия непопулярных решений.

