Почему мебель стоит столько, сколько она стоит?
В категории часто задаваемых вопросов этот – самый популярный. Однозначно ответить на него невозможно. Но можно обсудить.
Опросы показывают, что российские покупатели мало интересуются мебельными марками. Для большинства из них существуют только две категории: импортная мебель и отечественная. При этом подразумевается, что привозная мебель стоит дороже, просто потому, что она «не наша».
На самом деле здесь требуются уточнения. Как минимум, сравнивая цены, надо учесть, что импорт импорту рознь. По официальной статистике, в 2004 году в России было продано мебели почти на 3 миллиарда долларов. На долю импорта пришлось 47,7%. Однако примерно треть импорта – это поставки из Белоруссии. На долю дальнего зарубежья приходится около 37% продаж.
Но и «дальний» импорт не однороден по своему составу. Основные поставки осуществляются из Германии и Италии.
Немецкая мебель, как правило, поточная, изготовлена на крупных заводах. В Европе ее относят к среднему ценовому сегменту, у нас склонны причислять к дорогому.
Основу итальянской мебельной промышленности составляют тысячи небольших сборочных фабрик и мастерских (мебельные центры – провинции Пезаро и Венето на севере страны). В себестоимости итальянского продукта высока доля дорогого квалифицированного ручного труда, велики также затраты на дизайн и поддержание авторитета законодателей мебельной моды. Что отражается на ценах.
В конце прошлого века в России хорошо продавалась среднедорогая (а по европейским меркам – дешевая) мебель из Польши, Бельгии, Дании. После дефолта 1998 года поставки из этих стран резко сократились. На столько, что, например, датская промышленность, ориентированная на экспорт, почти полностью прекратила свое существование.
Постепенно усиливаются позиции Малайзии. В этой стране развитие мебельной отрасли признано национальным приоритетом, продукция относительно недорогая, но в магазин стоит как бы особняком, так как отличается ярко выраженным местным колоритом.
В последние время на российском рынке активизировались импортеры из Китая. Начав внедрение с дальневосточных регионов, китайская мебель уже вполне освоилась и в центральноевропейской части РФ. Дешевизна рабочих рук дает китайцам порой весьма существенные ценовые преимущества. Однако диапазон качества – от «очень хорошо» до «очень плохо». Поэтому велика роль российского партнера, осуществляющего закупки в Китае. Именно его добросовестностью и профессионализмом определяется качество китайского товара в России.
Отечественная мебельная промышленность сегодня – одна из самых успешных и динамичных отраслей. В тоже время общественное мнение по инерции приписывает ей грехи планового хозяйства: техническую отсталость, неповоротливость, низкое качество в погоне за валом.
Правда же состоит в том, что история российского мебельпрома после 1998 года началась заново. Практически все фабрики, выпускающие мягкую мебель (диваны, кресла) за редким исключением моложе Конституции РФ. Среди изготовителей корпусной мебели (шкафы, спальни, кухни и т.п.) ветеранов больше, но и у них от прежних производств остались только «старые стены». Пик перевооружения пришелся на 1999-2004 годы. За пять лет крупными мебельными предприятиями в страну 306 445 единиц современного импортного оборудования (общим весом более 70 тысяч тонн!) на сумму в полмиллиарда долларов! Эти станки, прессы, поточные линии определяют современных технический уровень и, соответственно, качество продукции. Предприятия, оставшиеся в стороне от этого высокотехнологического мейнстрима, не выдержали конкуренции – их больше нет. Таким образом, среднеотраслевой производственный тонус российских мебельщиков не ниже общеевропейского, а иногда и выше.
В качестве примера: самое молодое, одно из самых крупных и эффективных в Европе производств по выпуску корпусной мебели расположено в Брянских лесах. Фабрика со стопроцентным российским капиталом построена по немецкому проекту, оснащена немецким оборудованием, образцы мебели, которая поставлена здесь на поток специально разработаны немецким дизайнерским бюро. Благодаря высокой автоматизации производства, «автоматически» поддерживается и среднеевропейский уровень качества. Другими словами, ничего общего с советским ширпотребом – по определению для мебельной промышленности России такая ситуация уже типична.
Если все так замечательно, откуда берется «ширпотреб», примеры которого в избытке встречаются на мебельных развалах, строительных рынках или у коробейников, торгующих по фотографиям возле метро.
Дело в том, что помимо официального рынка мебели в России существует еще и полутеневой, представленных так называемыми «гаражными кооперативами». Экономя на всем, уходя от налогов, мелкие теневые производители выпускают предельно дешевые шкафы, диваны и кресла в частных гаражах, подсобках или сельских сараях. Точные масштабы этого производства никому не известны, но по косвенным данным (потребление древесно-стружечных плит, поролона и т.д.), в теневом секторе производится больше мебели, чем завозится по импорту и выпускается крупными и средними мебельными фабриками.
Эта продукция пользуется спросом исключительно благодаря своей доступности, но при этом не выдерживает никакой критики. «Экономика» гаражного производства такова, что «дешевая, но добротная» мебель в ней просто нерентабельна. Чтобы убедится в этом, достаточно взглянуть на диаграмму:
Из чего складывается себестоимость отечественной мебели?
Основная статья расходов – сырье и материалы. Крупные фабрики экономят, закупая их по оптовым ценам.
Индивидуальный, частный предприниматель во главе трудового коллектива из пяти человек может существенно сэкономить единственным способом – выбирая только самые дешевые, случайные, самые низкопробные материалы, фурнитуру, клей, лаки и краски. Других козырей в ценовой конкуренции у него попросту нет.
Важно отметить, что еще совсем недавно остро стояла проблема: как отличить «теневую» мебель от «добропорядочной». Сегодня эти товары уже существуют параллельно, не пересекаясь. Специализированные мебельные магазины, устав от рекламаций, избегают торговать продукцией «гаражников». Так что теперь проблема решается достаточно просто. Хотите мебель с гарантией – ваш путь в магазин. Нужна дешевая во чтобы то ни стало – ищите ее в прямом смысле под открытым небом.