Всего две недели понадобилось латвийскому парламенту, чтобы уничтожить камень преткновения, со времен развала СССР бывший постоянным источником раздражения в отношениях Москвы и Риги. Вчера после десятичасовых дебатов сейм принял в первом чтении закон, разрешающий подписание с Россией пограничного договора.
Причиной того, что парафированный латвийской стороной еще в 1997 г. документ отложили в долгий ящик, были противоречия между Российской Федерацией и Латвией, предметом которых в течение последних полутора лет стал участок территории, каждой из сторон считавшийся своим. Спор о Пыталовском районе Псковской области возник весной 2005 г., когда Латвия неожиданно для России включила в договор «разъяснительную декларацию» о том, что, согласно Тартускому мирному договору 1920 г. Пыталово и окрестности отходили прибалтам под названием Абренского уезда. В ответ на это Путин произнес известную фразу про «уши мертвого осла».
Сначала Латвия обиженно замолчала, однако желание окончательно стать Европой перевесило прочие соображения. Лед тронулся в середине января с.г., когда премьер-министр Айвар Калвитис сообщил, что его страна готова отказаться от претензий и подписать договор о границе, не меняя ее сегодняшних контуров. С этого момента заключение договора стало только вопросом времени.
Президент Вике-Фрейберга избавила депутатов от последних сомнений. «Сейчас самый подходящий момент для подписания договора о границе с Россией», – сказала глава государства, выступая перед сеймом. По словам Вике-Фрейберги, это «поможет разморозить реально замороженные отношения с восточным соседом», а с тем, что Латвия навсегда теряет «Абренскую область», нужно смириться. Вернуть ее не удастся, но ведь «многие страны Европы пережили территориальные потери после Второй мировой войны».
Теперь договор должен быть одобрен правительством Латвии. Эксперты предполагали, что это может случиться к концу нынешнего года, однако развитие событий опережает сделанные ранее прогнозы.